О ветряках---->
Книги о ветряках и других источниках энергии
ГЛАВА 6.
Монтаж и наладка ветронасосных агрегатов
МОНТАЖ И НАЛАДКА ВЕТРОУСТАНОВКИ ВВУ-3
До начала монтажа выравнивают и утрамбовывают площадку размером примерно 8x8 м и размечают по схеме, показанной на рисунке 54. Место надо выбирать открытое, особенно на направлениях господствующих ветров. Ветроустановку размещают рядом с колодцем, на противоположной стороне от бака так, чтобы удобно было сливать в него воду.
Размечают площадку от центральной оси О1 О1, вдоль которой впоследствии будут поднимать двигатель. Под основание 4 мачты роют яму размером 0,7 X 0,7 м и глубиной около 0,9 м.
До перевозки агрегата на монтажную площадку проверяют его комплектность поставки по упаковочной ведомости. Тщательно осматривают, не повреждены ли узлы и детали.
Стр.109
Рис. 54. Схема разметки площадки для монтажа ветроустановки ВВУ-3:
1, 2 и 3 — анкеры; 4 — основание мачты (рама); 5— палец 6 — косынка; 7 и 8 — вспомогательные анкеры.
Узлы ветроустановки поступают на площадку в ящиках и связках с комплектом монтажных приспособлений, инструмента и запасных частей и необходимой технической документацией (инструкция, упаковочная ведомость, акт приемки ОТК).
Лопасти необходимо перевозить, распаковывать и собирать осторожно, так как образовавшиеся на обшивке вмятины нарушают аэродинамический профиль лопастей, вследствие чего снижается мощность двигателя.
Убедившись, что все узлы ветроустановки исправны, хорошо смазаны, окрашены, собирают основание 4 мачты и устанавливают анкеры 1, 2 и 3.
Стр. 110
В подготовленную рядом с колодцем яму устанавливают основание мачты так, чтобы отверстия ушек на ее верхней плите были направлены по оси 0202. На песчаных, неустойчивых грунтах основание рекомендуется бетонировать. На плотных (глинистых, черноземных и др.) грунтах основание можно уплотнять землей, перемешивая ее с мелким бутовым камнем через каждые 150—200 мм толщины слоя засыпки. Из центра основания прочерчивают окружность радиусом 4 л, на которой под углом 120° один к другому ввертывают в грунт 3 анкера, один из которых (№ 1) должен быть расположен на оси 0202. Чтобы при подъеме было удобнее поддерживать ветродвигатель, на оси 0202 на расстоянии 8 м от анкера 1 забивают в землю под углом 60° к поверхности вспомогательный анкер 7, к которому будет крепиться при подъеме одна из временных растяжек.
Если агрегат поднимают ручной лебедкой, то для ее надежного крепления забивают еще один вспомогательный анкер 8, располагаемый на оси 0101 на расстоянии 6—8 м от основания двигателя.
Для вспомогательных анкеров можно использовать круглую сталь (ломики) D 25—30 мм,длиной 1,3—1,5 м.
МОНТАЖ ВЕТРОУСТАНОВКИ
К плите основания крепят болтами М10 нижний редуктор так, чтобы рукав редуктора был направлен в сторону колодца по оси последнего.
Соединив муфтой вертикальный вал нижнего редуктора 6 (см. рис. 22) с промежуточным вертикальным валом, прикрепляют шестью болтами М10 верхний отсек мачты к стойке редуктора. При этом следят, чтобы ушки крепления верхнего яруса растяжек находились в одной плоскости с косынками 6 (рис. 54) опоры для крепления нижнего яруса растяжек. При помощи пальца 5 опору крепят к основанию 4 так, чтобы косынки 6 были направлены в сторону ввернутых в землю анкеров 1, 2 и 3. Затем верхний конец мачты приподнимают и устанавливают на подставку 4 (рис. 55) высотой 1,2—1,3 м.
Двое рабочих, ведущих монтаж, поднимают головку до уровня верхней части мачты, соединяют муфту промежуточного вала с вертикальным валом головки и шестью болтами стыкуют головку с верхним отсеком мачты. При этом следят за тем, чтобы бобышки вертлюжной муфты расположились в плоскости, проходящей через рукав нижнего редуктора. Отверстия под болты во фланцах расположены несимметрично, что облегчает сборку, так как соединения могут быть выполнены только при одном определенном взаимном расположении стыкуемых узлов. Затем устанавливают лопасти (в порядке номеров) в отверстия ступицы ветроколеса так, чтобы своей выпуклой частью (душкой) они были обращены к головке.
Стр. 111
Рис. 55. Оснастка ветроустановки ВВУ-3 для подъема:
1, 2 и 3 — анкеры; 4— подставка; 5 — стрела; 6 — растяжки верхнего яруса; 7 — растяжки нижнего яруса; 8 — лебедка; 9 — подьемный трос; 10 и 11 — вспомогательные анкеры.
Нельзя ставить лопасти не в свои отверстия, так как это приведет к нарушению балансировки колеса. Закрепив лопасти во втулках гайками 8 (см. рис. 23), их стопорят винтами, а поводки грузов 4 соединяют тягами с ушками муфты регулятора и шплинтуют.
Регулятор поступает с завода собранным и отрегулированным, поэтому разбирать его без особой надобности не рекомендуется. Это может привести к нарушению заводской установки углов заклинения лопастей и вследствие этого к неустойчивой работе ветроустановки. Двумя болтами М10 прикрепляют хвост к головке, регулируя растяжкой его положение так, чтобы ось хвоста была перпендикулярна оси мачты. Болтом крепят растяжку к кронштейну головки. Совместив верхнее отверстие рычага 6 (см. рис. 24)
Стр. 112
с отверстием тяги 4, устанавливают палец и шплинтуют его. Затем свободный конец троса заводят в кольцо рычага 10 (см. рис. 27), пропускают его через ролик и зажимают в пазе хомута вертлюжной муфты, так же, как выполнен зажим другого конца троса заводом-изготовителем.
Тяги 5 устройства для автоматического пуска и остановки крепят к бобышкам вертлюжной муфты двумя болтами, которые надежно контрят гайками. На верхнем отсеке мачты устанавливают хомут 12, слегка затягивают его двумя болтами, а затем, разведя концы рычага 10 на ширину хомута, устанавливают рычаг на штифты, приваренные к хомуту, после чего штифты шплинтуют.
После того как палец рычага будет расшплинтован с двух сторон, на него с внешней стороны надевают две тяги и палец вновь шплинтуют.
Перемещая хомут 12 по трубе мачты, регулируют положение рычага так, чтобы углы его отклонения от горизонтали при включенном и выключенном положениях были примерно одинаковыми, затем до отказа затягивают гайки болтов хомута.
Проверив надежность затяжки всех болтовых соединений, для подъема агрегата устанавливают на мачте три растяжки верхнего яруса. Две из них крепят соответственно к анкерам 1 и 3 (см. рис. 54), а третью — к вспомогательному анкеру 8. Три растяжки нижнего яруса прикрепляют к косынкам опоры. Другие концы этих растяжек свинчивают с тандеров и оставляют свободными, а тандеры с крюками заводят в кольца трех анкеров.
Установив стрелу 5 (рис. 55) на штырь опоры, продевают через ее отверстие подъемный трос 9, оборачивают его один раз вокруг трубы и один конец троса закрепляют за ушко мачты, там, где крепится верхний ярус растяжек. Другой конец троса заводят на барабан ручной лебедки, которую надежно прикрепляют к вспомогательному анкеру 10.
Масло необходимо заливать в редуктор до подъема — это удобнее и быстрее. После этого заливочные отверстия в корпусах плотно закрывают пробками.
Проверяют надежность крепления оснастки для. подъема. Для этого лебедкой приподнимают на 10—15 см двигатель над подставкой и дополнительно нагружают головку.
Когда двигатель займет вертикальное положение, растяжки нижнего яруса соединяют с соответствующими тандерами, ранее закрепленными за анкеры, и хорошо их натягивают. Ось мачты должна быть вертикальна. Ее положение проверяют отвесом, регулируя длину и натяжение расчалок с помощью хомутов и тандеров.
После этого снимают растяжку верхнего яруса с вспомогательного анкера 11, болтом прикрепляют ее к основному анкеру 2, а затем равномерно натягивают три верхние растяжки, не нарушая
Стр. 113
при этом вертикального положения мачты и не допуская ее прогиба в месте крепления нижнего яруса.
Убедившись в надежности крепления растяжек и в том, что ветродвигатель стоит устойчиво, разбирают вспомогательные приспособления и заканчивают монтаж устройства для автоматического пуска и остановки двигателя и монтаж ленточного водоподъемника.
Балластный бачок 2 (см. рис. 27) подвешивают к рычагу 10 и устанавливают так, чтобы его верхняя крышка находилась на уровне верхней кромки резервного бака. Это положение регулируют с помощью штанги 4. В горизонтальном положении рычаг 10 с бачком 2 и прорезиненным шлангом на одном конце уравновешивается грузом 13.
Монтаж водоподъемника.
Вначале устанавливают его ведущий шкив на вал рукава. Для предотвращения осевого перемещения шкив стопорят пружинным кольцом. На этот шкив надевают водосборник и прикрепляют его к рукаву четырьмя болтами. Длину перфорированной ленты (ремня) устанавливают в зависимости от глубины колодца и слоя в нем воды.
Обозначим расстояние от оси ведущего шкива водоподъемника до уровня воды в колодце через Н, а слой воды — через h, тогда длину ремня L можно определить по формуле:
L = (H + h) 2+ 0,5 м.
Если колодец с хорошим дебитом, а толщина слоя воды в нем большая, не нужно намного заглублять натяжной шкив под воду, так как это повысит потери от трения. Обычно погружают натяжной шкив так, чтобы ось его была на 0,6—0,8 м ниже уровня воды. Поэтому для многодебитных колодцев при слое воды больше 1 м длину ремня определяют по упрощенной формуле:
L = 2H+(1,8-2,3) м.
Затем отрезают ремень необходимой длины, зачищают оба конца, подготавливая их к сшивке. Для этого с каждого конца на длине 100 мм отделяют один от другого слои корда и один из них отрезают. Один конец перфорированного ремня пропускают через стакан водосборника, огибают вокруг ведущего шкива и выводят через другой стакан за пределы водосборника на длину 3—4 м. Этот конец ремня продевают между кожухом и натяжным шкивом так, чтобы кожух был обращен в сторону, противоположную водосборнику. Совмещают концы ремня и сшивают их прочным сыромятным ремнем так, как показано на рисунке 15, при этом не следует допускать перекоса и перекручивания ремня (вместо сыромятной сшивки можно использовать мягкую отожженную проволоку). Затем натяжной шкив осторожно опускают в колодец.
Чтобы в случае обрыва ленты натяжной шкив не упал в колодец и его легко можно было поднять на поверхность, рекомендуется за ушко, приваренное к кожуху, закрепить веревку (или трос диаметром 3—4 мм), верхний конец которой привязывают на оголовке колодца или крепят к кронштейну водосборника. Для этого в кронштейне сверлят отверстие диаметром 6—8 мм.
Схема крепления веревки показана штрихпунктирными линиями на рисунке 15. Веревку (или трос) не рекомендуется сильно натягивать. В конце монтажа водоподъемника на оголовке колодца устанавливают крышку, которая предохраняет водоисточник от засорения. В крышке имеется отверстие для прохождения ленты водоподъемника.
Для предотвращения сдувания ветром воды с ремня устанавливают защитное ограждение, закрывающее ремень между водосборником и оголовком колодца. Для облегчения монтажа и демонтажа ремня и удобства эксплуатации одну сторону ограждения делают съемной и крепят ее на петлях или крючках. Крышку и ограждение, состоящее из стенок 1 (рис. 56) и боковин 2, изготовляют из досок толщиной 20—40 мм. Размеры крышки и ограждения показаны на рисунке 56.
Прорезиненным шлангом соединяют штуцер балластного бачка со штуцером резервного бака, а к сливному патрубку водоподъемника присоединяют гофрированный шланг и трубу, по которым вода будет подаваться в резервный бак.
Стр. 115
Установка генератора.
Если предполагается использовать ветроустановку для зарядки аккумуляторной батареи, то на ее мачте устанавливают чугунный кронштейн, к которому тремя болтами крепят генератор Г-66. При этом следят за тем, чтобы шкивы генератора 4 (рис. 57) и отбора мощности 1 находились в одной плоскости. Генератор устанавливают так, чтобы направление вращения его вала было левое, если смотреть со стороны шкива. Разъединив одну растяжку нижнего яруса, надевают на шкивы клиновой ремень марки А-2000, устанавливают растяжку в прежнее положение и, перемещая генератор по прорезям кронштейна, натягивают ремень.
Генератор работает вместе с одноступенчатым регулятором напряжения Г66-908-77. Обычно его используют в однопроводной схеме электрооборудования гусеничного трактора С-100. Работая на потребителя в комплекте со свинцовой аккумуляторной батареей 6-СТ-68 или 6-СТ-128 (напряжение 12 в), генератор заряжает ее в диапазоне чисел оборотов от 1100 до 2100 в минуту.
В схеме соединений генератора 1 (рис. 58) с реле-регулятором 2 типа РР-24 необходимо один конец шунта соединить с корпусом, а другие концы якоря и шунта, соединенные вместе, разомкнуть и вывести наружу для присоединения релерегулятора соответственно к клеммам Я и Ш генератора.
Аккумуляторную батарею 3 устанавливают в помещении или в водонепроницаемый ящик, расположенный около ветродвигателя.
Рис. 58. Схема соединения генератора Г-66 с реле-регулятором РР-24 и подключения потребителей:
1 — генератор; 2 — реле-регулятор 3 — аккумуляторная батарея.
НАЛАДКА ВЕТРОУСТАНОВКИ
Сначала проверяют правильность работы системы автоматического регулирования скорости вращения и взаимодействие всех деталей кинематической связи, а также других узлов и механизмов установки.
Несколько раз от руки проворачивают ветроколесо и убеждаются в том, что редукторы работают без стука и заедания, а биение промежуточного вертикального вала при вращении не превышает допустимой величины. Водоподъемная лента должна
Стр. 116
работать плавно, без скольжения по ведущему шкиву, не задевая за края стаканов водосборника и стенки короба. Два плоских усика в верхней части стакана, через отверстие которого проходит нисходящая ветвь перфорированного ремня, нужно подогнуть так, чтобы зазор между их краями и ремнем был в пределах 3—5мм. Это обеспечит минимальные потери воды на нисходящей ветви и, следовательно, большую производительность водоподъемника. Поворачивая от руки шкив привода генератора вправо, по часовой стрелке, проверяют действие муфты свободного хода: шкив должен вращаться легко, без заедания.
Проверяют действие устройства ручного и автоматического пуска и остановки двигателя. Нажав вниз на балластный бачок, выводят лопасти в положение «на останов», затем отпускают бачок. Вертлюжная муфта должна легко подняться вверх, а лопасти под действием пружин регулирования повернуться и встать в положение «на пуск» (угол заклинения 30°). При крайнем верхнем положении рычага 10 (см. рис. 27) вертлюжная муфта 9 должна на 30—40 мм не доходить до ролика головки. Еще раз проверяют положение верхней крышки балластного бачка, устанавливая ее с помощью штанги 4 на уровне верхней кромки бака для воды.
Убедившись, что все механизмы действуют нормально, включают агрегат вначале при небольших скоростях ветра (4—5 м.сек). Проверяют устойчивость мачты и натяжение растяжек. Затем проверяют работу ветроустановки при больших скоростях ветра. Когда скорость вращения ветроколеса превысит 250—260 об/мин, должен начать работать механизм автоматического ограничения скорости вращения колеса и обороты колеса снизятся.
Если в процессе обкатки двигателя будут обнаружены колебания мачты, рекомендуется поочередно немного ослабить растяжки, а затем равномерно натянуть их тендерами, выбирая такое натяжение, при котором колебания исчезнут или значительно уменьшатся.
После этого проверяют уровень масла в корпусах редукторов и дают агрегату поработать в течение суток. При заполнении бака водой должен включиться механизм автоматической остановки двигателя и ветровое колесо должно перестать вращаться. Затем опорожняют часть бака и проверяют, включается ли двигатель в работу автоматически.
Если все механизмы агрегата во время опробывания действовали нормально, а производительность соответствовала паспортным данным, то монтажная бригада в присутствии представителя хозяйства составляет приемо-сдаточный акт и передает ветроустановку в эксплуатацию.
Ветроустановку должен принимать человек, который затем будет ее обслуживать.
ВЕТРОНАСОСНЫЕ И ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АГРЕГАТЫ. СОДЕРЖАНИЕ
|
|
| |