О ветряках---->
Книги о ветряках и других источниках энергии
ГЛАВА 5.
Общие сведения по монтажу ветроагрегатов. Правила техники безопасности.
ПОДГОТОВКА АГРЕГАТОВ К СБОРКЕ И ПОДЪЕМУ
Для сборки и установки двигателей малой мощности обычно-требуется небольшая площадка длиной 10—15 м, шириной 5—7 м. Выбрав площадку, ее выравнивают и очищают. Затем привозят и сгружают на площадку двигатель, оборудование установки и строительные материалы.
Монтаж и подъем ветродвигателя и оборудование установки состоят из следующих основных работ: подготовка такелажного (подъемного) оборудования 1 (лебедки, стрелы и др.) и отдельных частей установки, сборка двигателя, подъем и установка его в рабочее положение, регулировка механизмов, монтаж и проверка работы водоподъемного и электрического оборудования.
Для монтажа ветронасосных установок пастбищного типа и малых ветроэлектрических агрегатов нужна бригада из двух человек: слесаря-монтажника пятого разряда (он же бригадир) и слесаря-монтажника третьего или четвертого разряда. При монтаже электрических установок вместо слесаря в состав бригады включают электрика-монтажника (электромонтера) пятого разряда. Если необходимо, в помощь бригаде выделяются подсобные рабочие, выполняющие и строительные работы (рытье котлованов, выравнивание площадки, закладка фундаментов и др.). Бригада обязана выполнить полный комплекс работ и сдать установку на ходу представителям хозяйства.
До начала монтажа ветроустановки необходимо иметь типовой проект ее применения, разработанный Гипросельхозом, Гипро-
(1 Для подъема ветронасосного или ветроэлектрического агрегата небольшой мощности используют автомобиль или трактор. В этом случае, кроме стрелы и троса, никакого такелажного оборудования не требуется.)
Стр. 91
водхозом, или индивидуальный проект, составленный местной организацией (облводхозом, облсельхозпроектом).
Подготовленное основное такелажное оборудование и полученные со склада узлы и детали двигателя и оборудование выгружают на строительной площадке.
Проверяют, соответствует ли фактическое количество частей двигателя списочному в упаковочной ведомости и спецификации, имеющейся в заводской инструкции. Если обнаружена недостача или повреждение деталей, бригадир в присутствии представителя хозяйства, которому принадлежит двигатель, составляет акт проверки комплектности ветроагрегата (см. приложение 1) и направляет его организации, виновной в этом (заводу-изготовителю, транспортной организации или базе). Одновременно принимают меры к получению недостающих деталей и замене поврежденных. При небольших повреждениях детали могут быть отремонтированы в мастерских монтажной организации или районного отделения «Сельхозтехники».
После проверки узлов и деталей их раскладывают поблизости от места сборки в том порядке, в каком будут собирать.
Опыт показывает, что предварительная подготовка деталей и узлов ускоряет процесс сборки. Очистив детали и механизмы от заводской смазки и покрыв свежей смазкой подшипники и трущиеся поверхности, проверяют резьбу болтов и гаек и, если необходимо, прогоняют резьбу плашкой или метчиком; контролируют отверстия в уголках башни: болты должны проходить в них свободно. Так же проверяют посадку ступицы ветроколеса и шкивов на валы, подшипники головки и т. д.
Для монтажа необходимо применять соответствующий инструмент, приспособления (табл. 6) и материалы (табл. 7), а также иметь в виду, что пастбищные насосные установки поставляются заводом с собранными и уже отрегулированными узлами.
Табл.6
Табл.7
Под руководством бригадира намечают на площадке места для рытья котлованов под фундаменты и якорные столбы или бревна 1 крепления подъемного оборудования. Желательно, чтобы скважина или колодец и насосная шахта были изготовлены заранее.
Если колодец долго не использовался, необходимо его вычистить. Это улучшит водоотдачу и работу насосного оборудования.
На ветродвигатель постоянно действуют воздушный поток, атмосферные осадки, пыль. Поэтому монтировать его следует тщательно, не допуская отклонений от технических требований. Плохая сборка (использованы неисправные болты, не установлены шплинты, шайбы и т. д.) может привести к аварии.
Ветроагрегат надо собирать, как указано в заводской инструкции, поступающей с двигателем. Посадка подшипников и шкивов, размеры крепежных и других деталей должны соответствовать
(1 Иногда якорные столбы или якорные бревна называют якорями.)
Стр. 92
требованиям чертежей. Не следует напрессовывать подшипники на вал кувалдой. Там, где это предусмотрено, нужно применять шплинты и контргайки. Запрещается пользоваться шплинтами или шайбами, бывшими в употреблении. Особое внимание необходимо обращать на крепление лестниц и ступенек.
Устройства и козлы для сборки башни следует изготовлять из хорошего леса.
Если во время монтажа требуется пользоваться подъемными приспособлениями, то трос нужно применять с четырех-пятикратным запасом прочности. Обычно для подъема небольших ветроагрегатов достаточен трос диаметром 8—10 мм, а грузоподъемность лебедки должна быть 0,5—1 т.
Узлы (рис. 45, а) троса при натяжении должны не развязываться, а, наоборот, затягиваться. При монтаже и подъеме следует применять также надежные тросовые замки (рис. 45, б).
При сращивании двух тросов (узел 1, см. рис. 45, а) свободные концы их соединяют с рабочим тросом при помощи зажима или прочно обматывают отожженной проволокой. Петлю 7 также закрепляют зажимом. Наилучшим считается замок 11, так как при
Стр. 93
Рис. 45. Узлы для завязывания троса, применяемого для спуска и подъема деталей; типы тросовых замков (б) и приемы разделки тросов (в):
1 — узел при сращивании двух тросов; 2 — морской узел; 3 — двойной узел для креп¬ления троса к крюку или стержню конструкции; 4, 5 и 6 — узлы; 7 — петля для подъема предметов; 8 — соединение конца троса со сращенной петлей; 9 — накидывание петли на крюк; 10 — замок на скобах; 11 — пластинчатый замок; 12 — замок на зажимах; 13 — замок облегченного типа.
таком креплении трос почти не перегибается, благодаря чему увеличивается его долговечность. Для поднятия сравнительно легких деталей и крепления растяжек рекомендуется применять замок 13 (рис. 45, б) облегченного типа. Приемы разделки тросов приведены на рисунке 45 в.
При подъеме ось барабана лебедки должна быть расположена перпендикулярно направлению грузового троса, а середина
Стр. 95
барабана — на линии хода троса, иначе трос будет сползать к одной стороне барабана и перетираться вышележащими витками. Надо следить, чтобы трос ложился виток за витком, не перекручивался и сильно не перегибался. Под острые углы башни в местах касания троса ставят деревянные прокладки.
Особенно тщательно нужно вязать узлы крепления подъемной оснастки. Скобы, хомуты и другие ее детали выполняют из материалов, указанных в инструкции.
Нормы времени и расценки на монтаж ветродвигателей и водоподъемного оборудования утверждены Министерством сельского хозяйства СССР (сборник В-46 ведомственных норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, 1960 г. «Монтаж машин, оборудования и энергетических установок на животноводческих фермах и пастбищах»).
При монтаже ветродвигателей в отдаленных местностях, на Крайнем Севере, нормы времени увеличивают, умножая их на соответствующие поясные коэффициенты. Так, например, для Казахстана этот коэффициент равен 1,2. Если, кроме ветродви¬гателя, устанавливают кормоперерабатывающие машины и трансмиссию, работы оплачивают дополнительно. Стоимость работ по монтажу и наладке ветродвигателей, ветронасосных установок и ветроэлектрических (зарядных) агрегатов, не вошедших в Сборник, определяют, учитывая вес установки, сложность монтажа и подъема, местные условия.
ВЕТРОНАСОСНЫЕ И ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АГРЕГАТЫ. СОДЕРЖАНИЕ
|
|
| |