О сельском хозяйстве---->
Механизация и автоматизация сельского хозяйства
Самодельный плуг, дисковая борона, культиватор.
Школьники защищают проекты.
Судьба урожая во многом зависит от того, как возделана почва, обработаны поля. Поэтому юные земледельцы Кубани проявили особую изобретательность при создании навесных плугов, борон, культиваторов к самодельным тракторам.
Лучшие конструкции сельскохозяйственных орудий получились
у воировцев средней школы № 10 Новопокровского района. Организация юных изобретателей действует здесь уже седьмой год. Руководит ею заместитель директора по производственному обучению В.К.Редникин. Около 50 учеников с четвертого до десятого класса занимаются в ней конструированием. Ребята разбиты по интересам на три секции.
В радиоэлектротехнической создаются сельскохозяйственные приборы, счетные и вычислительные машины. В секции станочного оборудования — малогабаритные станки по обработке дерева и металлов. Но главная, конечно, здесь группа сельскохозяйственной механизации.
Районное отделение «Селъхозтехники" подарило как-то школе списанный трактор ДТ-20. Ребята довольно быстро вернули его в строй. Но испытать собственный трактор на пришкольном опытном участке было нельзя. Ни плуга, ни бороны, ни сеялки к нему школе не передали.
Тогда-то перед секцией сельскохозяйственной механизации встала задача сконструировать и построить комплект почвообрабатывающих орудий к ДТ-20.
После детального обсуждения на собрании воировцы приняли решение изготовить однокорпусный плуг, зубовую и дисковую бороны, сеялку, каток и пятилапчатый культиватор.
Ребята разделились на шесть звеньев — у каждого по объекту. Каждому звену предстояло разработать за месяц конструкцию орудия и подготовить техническую документацию.
К дню защиты проектов готовилась вся школа. Были приглашены родители, специалисты колхоза, председатель районного отделения ВОИР.
От каждого звена выступал старший конструктор, рассказывал о проекте будущего плуга или культиватора.
Звеньевой первого звена, например, ученик девятого класса Володя Новиков интересно и убедительно рассказал об этапах конструирования однокорпусного плуга. Ребята подготовили к его выступлению не только красивые чертежи, но и модель плуга.
После защиты проектов пришлось устранять замеченные специалистами недостатки в разработанных конструкциях. А затем приступили к изготовлению орудий.
Мелкие детали и крепежные материалы выполнили на уроках труда ученики седьмых-восьмых классов. Сварочные операции и сборку делали на занятиях воировских секций.
Навесной однокорпусный плуг (рис. 1) за один час работы в агрегате с трактором ДТ-20 вспахивает на длинных загонах 0,20 га, а на делянках длиной до 100 м 0,12 га. Максимальная глубина вспашки у него — 22 см, ширина захвата — 35 см.
Раму плуга изготовили из швеллеров № 6 и № 8. Корпус взят из прицепного плуга-лущильника, только отвал укорочен на 80 мм.
Зубовая борона нужна была для пахоты. Воировцы отремонтировали одну секцию бороны общего назначения с жесткой легкой рамой. Давление на зуб составляет 0,6 — 1 кг, Воировцам пришлось выровнять раму, а также изготовить и установить недостающие зубья.
Дисковая борона (рис. 2} требовалась для обработки междурядий школьного сада и делянок школьного лесничества. Новопокровцы решили и эту задачу. За основу дисковой бороны они взяли батарею из восьми сферических дисков D=445 мм, расстояние между ними — 150 мм.
Борона связана шарнирно с рамой длиной 1400 мм и шириной 650 мм, сваренной из уголков 45 X 45 см. Ширина захвата бороны — 1200 мм, глубина обработки почвы — до 10 см. Угол атаки (наибольший — 17°) регулируется, можно вынести всю батарею вправо по ходу трактора. Борона соединена с навесной системой трактора в трех точках — в верхнем отверстии стойки — и двумя цапфами.
Ребята научились обрабатывать этой бороной приствольные круги: за счет смещения вправо диски подходят к стзолу на расстояние 30 см. Это до минимума сократило ручной труд в саду.
Третье звено, которым руководил девятиклассник Сергей Шведов, разрабатывало навесной культиватор (рис. 3).
Коромыслообразную раму конструкторы изготовили в школьных мастерских из уголков 35 X 35 см. На ней в шахматном порядке укрепили стрельчатые плоскорежущие лапы, взятые от культиватора КПН-4А.
Две крайние и средняя лапы связаны с рамой шарнирно на пружинах, поэтому они легко обходят препятствия и хорошо справляются с вычесыванием корневищ сорняков. Ширина захвата этих лап - 330 мм.
Две лапы, выдвинутые в передний ряд, крепятся жестко зажимными гайками к кронштейнам, которые приварены к раме и валу. Последний образует левую и правую цапфы. Они служат для соединения культиватора с навесной системой трактора. Культиватор в агрегате с трактором ДТ-20 выполняет разнообразные операции на школьном участке. Достаточно сменить стрельчатые плоскорежущие лапы на рыхлящие — и можно вместо подрезки сорняков выполнять среднее и глубокое рыхление междурядий пропашных культур. А если поставить односторонние плоскорежущие лапы, можно выполнять сплошную культивацию.
В. ДАВИДЕНКО.
В. ЧИЧКОВ,
кандидат технических наук
Журнал "Моделист конструктор " 1972 год.
|