САЙТ Павла
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


О книгах.

Как начинался красный террор. Трагедия в Солигаличе в 1918 году. Революционная деятельность К. К. Рокоссовского.
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…

Н. Зонтиков.



К 80-летию солигаличской трагедии
В конце февраля -начале марта 1918 года в Солигаличе произошли кровавые события, имевшие большой отклик не только в нашей губернии. О них сообщили все еще не закрытые новой властью центральные газеты. В Москве во время работы поместного собора 13 апреля 1918 года на первой заупокойной литургии "по убиенным за веру патриарх Московский и всея Руси Тихон помянул в числе первых жертв большевистского режима и расстрелянных солигаличан.

В самой Костроме состоялся митинг протеста, на котором даже некоторые видные большевики выразили свое возмущение совершенными в Солигаличе «насилием и самосудом». Долгие годы то, что произошло тогда в самом северном нашем уездном городе, трактовалось только как " поповско-контрреволюционный мятеж" . Сейчас, когда этой трагедии исполнилось 80 лет, попробуем объективно ответить на вопрос: что же произошло в Солигаличе в начале 1918 года на самом деле?

К осени 1917 года в связи с общим кризисом в стране ситуация в Солигаличе была, конечно, крайне тяжелая. Дороговизна, нехватка продуктов, инфляция, обилие вдов, сирот и инвалидов войны -все это, как и везде, являлось привычными чертами жизни. Но в целом обычный ее ритм сохранялся -работали городская дума и уездное земство, действовали учебные заведения, шла служба в семи храмах, и звон их колоколов, как и всегда, разносился над городом.

1). ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ТОВАРИЩА ВЫЛУЗГИНА

Положение стало быстро меняться после того, когда около 20 октября 1917 года в Солигалич из Петрограда приехал представитель большевистской партии В.А. Вылузгин. Прибегая к обычной политической демагогии, обещая избирателям немедленный мир, землю крестьянам, хлеб голодным и т.д., посланец из Питера добился немалых успехов.

Бесспорно, заслугой Вылузгина явилось то, что на выборах в Учредительное собрание 12-14 ноября 1917 года (они, напомним, проходили по партийным спискам) за большевиков в Солигаличском уезде проголосовало больше всех избирателей (11,2 тыс.), на втором месте оказались эсеры (9,6тыс.), на третьем - кадеты - (1,2 тыс.).

Выборы прошли, но В.А. Вылузгин не вернулся в Петроград. Повсеместно в стране большевики захватывали власть в одном городе за другим. Обстановка требовала от Вылузгина сделать то же самое и в Солигаличе. Но как и какими силами?

Пролетариата - традиционной опоры большевистской партии - в Солигаличе ввиду отсутствия промышленности не было. Солигаличский Совет крестьянских депутатов хотя и был 4 ноября переименован в Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (председателем его исполкома был большевик А.Н. Дудин), занимал в вопросе о власти "соглашательскую" позицию, а в состав исполкома входили представители земской управы, городской думы, союза трудовой интеллигенции.

Действуя в такой "нелегкой" ситуации, Вылузгин проявил себя как истинный политик-профессионал. В поисках силы, опираясь на которую можно было захватить власть, он обратил свой взор на такую категорию, говоря нашим языком, социально незащищенных граждан, как инвалиды воины, в условиях хаоса конца 1917 года фактически лишившихся всех положенных им льгот. Играя на их законном недовольстве, Вылузгин создает т.н. "комитет инвалидов и запасных воинов" и возглавляет его (примечательно, что сам он, будучи "белобилетником", не только не был на фронте, но и вообще не служил в армии). Далее все развивалось по схеме, многократно отработанной большевиками при захвате власти.

Опираясь на этот комитет, Вылузгин 17 декабря 1917 года провел в здании солигаличского грязелечебного курорта т.н. "общее собрание граждан уезда", на котором провозгласил создание Военно-революционного комитета.

Председателем последнего, естественно, стал он сам. Фактически в этот день в Солигаличе произошел переворот, приведший к установлению в городе власти Вылузгина и его сторонников. Военно-революционный комитет начал действовать немедленно. Главные события произошли в ночь с 17 на 18 декабря (подобно Петрограду, солигаличские большевики также брали власть под покровом темноты). В эту ночь сторонники Вылузгина - около 150 человек, примерно треть из которых была вооружена, разбившись на группы, пошли на штурм "старого мира". На следующий день председатель Солигаличской городской думы направил в Кострому губернскому комиссару следующую телеграмму: "Образовавшийся военно-революционный комитет занял комиссариат, тюрьму, общественный клуб, сместил всю милицию, начальника тюрьмы, заменив своими ставленниками, организовал красную гвардию. Всю прошлую ночь, сегодняшний день производится реквизиция оружия и обыски. Настроение в городе крайне тревожное. "

Дума единогласно при одном воздержавшемся не признала образовавшейся власти...

Захватив власть, Вылузгин и его люди повели себя в Солигаличе как иноземные завоеватели. Реквизиции, обыски, аресты стали самым обычным явлением. В центре всех этих событий по-прежнему находился большевик В.А. Вылузгин. Разместив свой кабинет в реквизированном 18 декабря церковном доме, принадлежавшем причту Борисоглебского храма, он работал не покладая рук. Наряду с руководством Военно-революционным комитетом Вылузгин одновременно стал председателем Революционного трибунала, а также редактором и одним из главных авторов газеты "Военно-революционный Вестник". 13 января 1918 года Вылузгин провел 11-й уездный съезд Советов, на котором, сместив прежнего председателя А.Н. Дудина, он стал официальным главой советской власти -председателем исполкома Солигаличского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.



Между тем обстановка в Солигаличе и уезде обострялась. Ситуацию еще более накалил принятый Совнаркомом 23 января 1918 года известный Декрет об отделении церкви от государства (точнее, Декрет следовало бы назвать "О лишении церкви права собственности на все ее имущество"), положивший начало гонениям на Русскую православную церковь.

Вслед за этим по всей России прошли массовые крестные ходы, участники которых протестовали против ленинского декрета. В воскресенье 24 февраля массовый крестный ход состоялся в Костроме. Крестный ход в этот день прошел и в Солигаличе. Его участники несли с собой наиболее древние и почитаемые иконы.

г. Солигалич. Крестовоздвиженская церковь. Фото начала века. Ныне разрушена. Репродукция Г. Белякова.

г. Солигалич. Крестовоздвиженская церковь. Фото начала века. Ныне разрушена.



2). КАК БОЛЬШЕВИКИ МОНАСТЫРЬ БРАЛИ
Расценив крестный ход 24 февраля как очередную вылазку контрреволюции, Вылузгин поспешил с ответным ударом. Казалось бы, сама массовость крестного хода, в котором наряду с солигаличанами участвовали и жители близлежащих деревень, должна была заставить председателя исполкома Совета и его соратников действовать осторожнее, но их уже явно охватило "головокружение от успехов". К тому же обстановка в уезде складывалась все более и более тяжелая. Самой острой проблемой была нехватка хлеба. Реквизиции "излишков" у состоятельных крестьян разрешить ее не могли. Декрет от отделении церкви поспел в этом отношении как нельзя более кстати.

На вторник 26 февраля была намечена реквизиция "хлебных излишков" в Богородицко-Феодоровском женском монастыре, находящемся в одной версте от города. Этот монастырь был образован в 1892 году из женской общины, возникшей еще в 60-е годы XIX века. Основной его святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери - точная копия главной святыни костромского края, необычайно почитаемая жителями Солигаличского уезда.

Утром представители Совета вступили за ограду монастыря и потребовали у игуменьи Серафимы ключи от хлебных амбаров. Через несколько минут большой монастырский колокол ударил в набат, как издавно делали на Руси при приближении иноземных врагов, при пожарах и других бедствиях.

Вскоре в монастыре собралось большое количество горожан и жителей окрестных деревень, перед которыми с пламенной проповедью выступил священник Василий Ильинский. Представители Совета вынуждены были ретироваться. После отслуженного в монастырском храме молебна огромная процессия направилась в Солигалич, к зданию Совета. Когда шествие вступило в город, к нему присоединились солдаты местного гарнизона, учащиеся. Красная гвардия, успешно действовавшая против безоружных людей, по-видимому, разбежалась, оставив Совет без защиты.

Толпа окружила здание исполкома, требуя прекращения террора и насилий, роспуска Красной гвардии, неприкосновенности церкви. Выйдя на балкон, Вылузгин убеждал людей разойтись, но красноречие его не имело успеха. О том, что произошло дальше, существует две версии. По первой Вылузгин, исчерпав все аргументы, выстрелил в толпу из револьвера, убив при этом солдата Орлова. Согласно второй версии солдата в провокационных целях застрелил один из стоявших в толпе купцов. Однако не подлежит сомнению, что стрелял именно Вылузгин - свидетелями этого являлись сотни людей, о том, что выстрел произвел Вылузгин, писали тогда даже советские газеты. Вторая версия родилась уже много лет спустя, когда фигура председателя Солигаличского исполкома была прочно отнесена к числу "борцов за народное счастье" и эпизод с выстрелом надо было замять.

После вылузгинского выстрела события приобрели необратимый характер. Толпа пошла на штурм здания, члены исполкома частью смогли убежать огородами, частью были арестованы. Вылузгин был схвачен, ранен выстрелом из револьвера и раненным доставлен в больницу. Рано утром 27 февраля группа восставших заколола его штыками...

3). СКОРЫЙ СУД

26 февраля власть в Солигаличе перешла к временному совету, составленному в основном из представителей городской думы и уездного земства. О деятельности совета, которая продолжалась лишь 7 дней, нам известно немного, но то, что мы знаем, весьма характерно. В это время в Солигаличе проходили многочисленные народные собрания, работала следственная комиссия, выяснившая степень вины арестованных членов исполкома, и, за исключением убийства Вылузгина, явно совершенного какими-то крайними элементами, больше не было пролито ни капли крови. Руководил временным советом врач Виноградов, возглавивший 26 февраля шествие от Богородицко-Феодоровского монастыря в город.

Однако власть временного совета была недолгой. Бежавшие члены исполкома сумели оповестить о солигаличских событиях Советы ближайших уездных и губернских городов. Вскоре с разных сторон к мятежному городу двинулись отряды, в документах 1918 гола официально именуемые "карательными".

Первым прибыл кавалерийский отряд из Вологды. Попав по железной дороге в Галич и совершив тяжелый переход по глубокому снегу, отряд численностью в 150 человек (в его составе находился, кстати, и будущий маршал К.К. Рокоссовский) ворвался в Солигалич, разоружил местный гарнизон и произвел в городе многочисленные аресты. Все "защитники мятежа" были преданы "военно-революционному суду" - скорому и неправому. По приговору суда был расстрелян 21 человек. В числе расстрелянных были протоиерей Иосиф Смирнов, настоятель собора Рождества Богородицы, возглавивший крестный ход 24 февраля, 85-летний заштатный священник Василий Ильинский, 70-летний диакон Богородицко-Феодоровского монастыря Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища И.П. Пере6аскин, городской голова М.М. Алексеев, секретарь уездной земской управы М.А. Воскресенский, воинский начальник штабс-капитан А.Н. Иванский, начальник почтово-телеграфной конторы Д. В. Кременецкий, 19-летняя телеграфистка Анна Капустина и другие...

Впрочем, расстрелянных могло быть и гораздо больше, ведь вслед за вологодцами в Солигалич стали прибывать и другие каратели. Приехавший аж из Вятки отряд матросов-анархистов, потребовав проведения новых расстрелов, под видом обысков принялся грабить горожан.

Вологодский отряд, как прибывший первым, пресек деятельность анархистов, арестовав самых рьяных грабителей. Советская власть в Солигаличе была восстановлена.

Известиями о событиях в Солигаличе, а особенно о расстреле его граждан, было смущено даже большевистское руководство в Костроме. Как известно придя к власти, ленинский Совнарком торжественно отменил смертную казнь. В Солигаличе же по сути произошел первый массовый расстрел в послеоктябрьской России. Небывалым "новшеством" было и то, что среди расстрелянных находилось несколько духовных лиц. 26 марта 1918 года Костромской Совет рабочих депутатов заявил свой решительный протест против "расстрелов и самосудов" в Солигаличе. На митинге протеста состоявшемся в Дворянском собрании, видный костромской большевик и писатель П.А. Бляхин заявил, что "социализм не может опираться на насилие, штыки, смертную казнь и самосуды". Как мы знаем, у романтических представителей этого поколения большевиков было время убедиться в том, на что может или не может опираться социализм...

г. Солигалич. Собор Рождества Богородицы. Ныне краеведческий музей.



4). КРЕСТ НА БРАТСКОЙ МОГИЛЕ
В.А. Вылузгина торжественно похоронили на городском кладбище Солигалича 12 марта 1918 года. Там же состоялись и несравненно более скромные похороны жертв расстрела. На братской могиле был установлен крест с теплящейся на нем лампадой (но самом факте захоронения на общем кладбище расстрелянных) врагов видно, насколько люди в то время еще мыслили "по-старому": в 30-е годы мышление стало совсем другим и крест на могиле был уничтожен).

Все десятилетия советской власти В.А. Вылузгин почитался как один из тех, кто устанавливал ее на нашей земле, в центре Солигалича ему был установлен памятник. О расстрелянных в марте 1918 года, как и о загубленных в более поздние годы, старались не вспоминать. Впрочем, история со временем рассудила всех.

28 июня 1996 года - в день памяти святителя Ионы - на солигаличском кладбище вновь был восстановлен крест на братской могиле жертв 1918 года. Со словом, посвященным памяти солигаличских новомучеников, выступил архиепископ Костромской и Галичский Александр. Сказав о смерти, которая уравнивает всех - жертв и палачей, убиенных и мучителей, праведников и злодеев, владыка Александр пожелал, чтобы молитвы русских новомучеников всегда сохраняли град Солигалич в мире и тишине.

Оригинал статьи. Часть 1.



Оригинал статьи. Часть 2.

Перейти к странице "КНИГИ"


 
 


© 2023 - Altay-Krylov.ru («как заработать в деревне» или «как выжить в деревне»)