СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100
Тахометр для FORD SIERRA
В. ДЕМИДЕНКО, г. Чернигов, Украина
Если отсутствие на вашей машине тахометра заметно портит удовольствие от ее вождения, то такой беде легко помочь. В статье, помещенной ниже, рассказано, как самостоятельно изготовить удобный в пользовании несложный бортовой прибор.
В некоторых моделях автомобиля FORD SIERRA на приборной панели не предусмотрен тахометр. Его отсутствие вызывает вполне понятные неудобства при эксплуатации машины. Я предлагаю установить на панель, на место заглушки над индикатором указателя поворотов, светодиодный квазианалоговый тахометр.
Заглушку легко вынуть с внутренней стороны панели. В освободившемся проеме и монтируют печатную плату тахометра с линейкой светодиодов.
Подобный тахометр можно использовать и на других автомобилях с четырехцилиндровым двигателем.
Принципиальная схема тахометра показана на рис. 1.
Основой прибора служит микросхема A277D, позволяющая управлять шкалой из двенадцати светодиодов, поочередно включающихся при увеличении входного напряжения от 0 до 6 В. Светодиоды HL1—HL12 подключены к выходам микросхемы DA2 и длиной световой полосы на шкале визуально отображают текущее значение частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Светодиоды распаяны по краю платы вплотную один к другому. Плата закреплена в проеме приборной панели так, что из салона машины видны только торцы светодиодов.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала светодиоды включаются поочередно слева направо, если смотреть из салона. "Цена деления" светодиодной шкалы — 500 мин-1. Целесообразно использовать светодиоды разного цвета свечения. Свечение "зеленых" светодиодов (HL1—HL5) будет соответствовать частоте вращения 500...2500 мин-1; "зеленых" и "желтых" (HL6—HL9) — до 4500 мин-1; "зеленых", "желтых", "красных" (HL10— HL12) — 5000...6000 мин-1. При остановленном двигателе все светодиоды выключены.
На элементах VT1, R4—R6, С6 реализован преобразователь частота—напряжение. На вход преобразователя поступают прямоугольные импульсы постоянных амплитуды и длительности, а с выхода интегрирующей цепи R6C6 снимается напряжение, пропорциональное частоте входных импульсов.
Формирователь импульсов для преобразователя выполнен на таймере DA1, включенном по схеме одновибратора с времязадающей цепью R3C2. Запускают таймер импульсы с дифференцирующей цепи С1R1.
При указанных на схеме номиналах элементов R3 и С2 длительность вы
ходных импульсов формирователя равна примерно 2,2 мс, что соответствует максимальной входной частоте, измеряемой тахометром, — 200 Гц (или
частоте вращения коленчатого вала 6000 мин-1). Вход тахометра подключают к первичной обмотке катушки зажигания. В своей машине я подключил его прямо в салоне, поскольку за приборной панелью нашелся неиспользуемый трехконтактный разъем, на выводе 1 которого присутствуют импульсы от блока зажигания ISC-II.
Очевидно, этот разъем используют на автомобилях, укомплектованных тахометром.
Питается тахометр от бортовой сети автомобиля через стабилизатор напряжения DA3.
Тахометр собран на технологической печатной плате размерами 50x35 мм толщиной 1 мм. Монтаж выполнен отрезками изолированного провода. Для исключения подсвечивания шкалы лампами соседних приборов и защиты от пыли плата тахометра прикрыта чехлом П-образной формы, согнутым из тонкого листового дюралюминия. Вид с обратной стороны приборной панели на установленную (но еще неподключенную) плату тахометра показан на фото рис. 2.
В тахометре использованы конденсаторы К50-35 или импортные (С4, С6, С7), К10-50 (С2), КМ-5 и КМ-6 (остальные). Постоянные резисторы — МЛТ, подстроенный — СП5-16ВВ. Для подключения платы к цепям автомобиля применен трехконтактный стандартный разъем от старых отечественных телевизоров.
Вместо 555 подойдет отечественный таймер КР1006ВИ1. Микросхему A277D фирмы Tesla можно заменить на К1003ПП1 или UAA180 — Siemens. Стабилизатор напряжения 78L09 заменим на КР1157ЕН902А, КР1157ЕН902Б или КР1168ЕН9. Кроме КТ3102Д, годятся транзисторы КТ3102Г, КТ3102Е. Стабилитрон VD3 — любой малогабаритный на напряжение 6,2 В.
Использованные в тахометре светодиоды имеют корпус прямоугольной формы, наиболее удобной для сборки шкалы. Выводы их отформованы соответствующим образом и припаяны к контактам платы так, чтобы оптические оси светодиодов были взаимно параллельны и параллельны плате.
Вид смонтированной платы представлен на фото рис. 3.
В крайнем случае можно применить и круглые светодиоды, но сборка шкалы в таком случае потребует больших трудозатрат.
Возможно, кто-то сочтет более подходящей для тахометра шкалу вида "перемещающаяся световая точка". Для реализации такой шкалы достаточно светодиоды подключить к выходам микросхемы DA2 по схеме,
представленной на рис. 4.
Налаживание тахометра сложности не представляет. Подают с генератора импульсы положительной полярности частотой 100 Гц и скважностью, близкой к двум, к точке соединения резистора R2 и конденсатора С1 и подстраивают резистор R5 до появления свечения светодиода HL6, что соответствует среднему значению интервала частоты вращения коленчатого вала 3000 мин-1 . Тем, кто захочет более точного результата измерения частоты, рекомендуем воспользоваться таблицей.
Примечание редакции. Минимальное паспортное напряжение питания микросхем A277D — 10 В. Однако, как утверждает автор статьи, они вполне работоспособны при 9 В.
Редактор — Л. Ломакин, графика — Л. Ломакин, фото - автора
|