Автомобильный светильник
К. МОРОЗ, г. Надым Ямало-Ненецкого автономного округа
Впоследние годы для освещения салона в автомобилях некоторых моделей стали применять светильники на люминесцентной лампе. Как показывает практика, такие светильники недостаточно надежны, имеют невысокий КПД. Используя современные источники света — сверхъяркие светодиоды белого свечения, — можно легко и быстро изготовить экономичный и надежный светильник.
На рис. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Оно состоит из четырех одинако
вых ячеек, составленных из трех последовательно включенных светодиодов и токоограничительного резистора. При номинальном токе на светодиоде падает напряжение 3,3...3,5 В, поэтому для обеспечения возможности работы от разряженной до 10 В батареи аккумуляторов число светодиодов в ячейке
выбрано равным трем. Тип светодиодов узнать не удалось. Известно лишь, что их номинальный ток равен 20 мА. Исходя из этого и было рассчитано сопротивление токоограничительных резисторов.
Устройство смонтировано на печатной плате из фольгированного с одной стороны стеклотекстолита толщиной 0,5 мм. Чертеж платы показан на рис. 2.
Она изготовлена методом резания. Детали установлены со стороны
печатных проводников, выводы припаяны к фольговым площадкам.
Старую плату удаляют, а новую устанавливают на ее место и прикрепляют к основанию светильника, который служит минусовым выводом, теми же двумя винтами МЗ. После окончания монтажа плату следует покрыть нитролаком.
Помимо простоты, конструкция имеет еще одно преимущество — подгибая выводы светодиодов, можно организовать в салоне зоны повышенной освещенности. Светодиодный светильник существенно экономичнее
лампового. Эксплуатация устройства в течение двух лет подтвердила его высокую надежность.
На фото рис. 3 изображен светильник со снятым плафоном.
Редактор — Л.Ломакин, графика — Л.Ломакин, фото — автора
Радио №5 2008