СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50
РЕМОНТ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
АВТОМОБИЛЕЙ BMW
Д.Зверев
В автомобилях BMW 3-й и 5-й серий применяются два вида систем зажигания: транзисторная и зажигание, управляемое системой "Motronic". Транзисторная система зажигания (ТСЗ) применяется в автомобилях с карбюраторными двигателями или с системой впрыска топлива типа "L-Jetronic". Соответственно в других моделях, оборудованных системой впрыска топлива "Motronic", управление зажиганием осуществляется посредством блока управления данной системы. Основные технические данные систем зажигания автомобилей BMW приведены в таблице.
При обслуживании и ремонте системы зажигания необходимо придерживаться следующих правил:
• быть предельно внимательным при работе с узлами системы зажигания: они легко выходят из строя при неправильной проверке, подключении или установке;
• никогда не оставлять систему зажигания включенной на длительное время при неработающем двигателе;
• не отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе;
• не подключать зарядное устройство к аккумуляторной батарее, не отключив предварительно ее от автомобиля.
Следует также помнить, что при отключении аккумуляторной батареи в автомагнитолах, оборудованных системой "антивор", может произойти сброс кода. О том, что это произошло, свидетельствует появление на индикаторе магнитолы непонятных символов. В этом случае необходима повторная установка кода автомагнитолы.
В систему зажигания входят:
• замок зажигания;
• низковольтные (НВ) и высоковольтные (ВВ) цепи;
• высоковольтные провода и свечи зажигания;
• узлы ТСЗ или цифровой блок управления зажиганием системы "Motronic".
Проверка и устранение неисправностей транзисторной системы зажигания (ТСЗ)
ТСЗ имеет четыре основных компонента: датчик-распределитель (ДР), блок управления зажиганием (БУ), катушку зажигания (КЗ) и свечи зажигания. При вращении коленвала двигателя импульсы с датчика-распределителя поступают на блок управления, который обеспечивает коммутацию первичной цепи катушки зажигания. Вследствие этого во вторичной цепи наводится ЭДС высокого напряжения, и оно через распределитель по проводам высокого напряжения поступает на свечи зажигания. В датчике-распределителе реализованы также два регулятора угла опережения зажигания: центробежный — регулирующий элемент при изменении числа оборотов двигателя, и вакуумный — регулирующий элемент при изменении нагрузки двигателя.
Внимание! При проверке исправности высоковольтных цепей во избежание поражения электрическим током следует строго соблюдать правила техники безопасности.
Проверка свечей зажигания
Неисправная работа свечей (свечи) проявляется в неустойчивой работе двигателя, снижении его мощности, повышенном расходе топлива. Проверить работу свечей можно быстро. Для этого при работающем двигателе поочередно кратковременно замыкают на массу высоковольтные провода свечей (это следует делать очень осторожно, с использованием шила с диэлектрической рукояткой, которое проводом соединено с массой автомобиля). Если при замыкании провода на массу обороты двигателя падают, значит свеча работает. При остановленном двигателе вывинчивают свечи. "Мокрая" свеча свидетельствует о том, что топливо не сгорает, и ее надо менять. Довольно часто при попадании моторного масла в цилиндры оно сгорает и частицы образующегося при этом нагара могут замкнуть электроды свечи. Свеча в этом случае перестает работать
Для проверки свечей лучше всего применять специальный тестер свечей, выпускаемый отечественной промышленностью и имеющийся в продаже. Если тестера нет, необходимо отсоединить от свечи высоковольтный провод, вывинтить свечу, подключить к ней провод высокого напряжения, положить свечу на блок цилиндров и, проворачивая стартером коленвал, убедиться в наличии искрообразования.
Проверка и регулировка угла опережения зажигания
Для выполнения этой операции необходимы стробоскоп, вакуумные пробки и специальный ключ для ослабления крепления датчика-рапределителя.
Перед началом работы необходимо отсоединить и заглушить пробками вакуумные шланги, подключить стробоскоп с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее, а зажим его импульсного датчика — к высоковольтному проводу свечи первого цилиндра. Двигатель должен быть предварительно прогрет до рабочей температуры.
Процесс проверки угла опережения зажигания заключается в контроле за совмещением меток на передней крышке двигателя и на маховике при их освещении вспышками импульсной лампы стробоскопа. Если метки не совпадают, ослабляют крепление датчика-распределителя и осторожным поворотом его относительно своей оси добиваются совмещения меток (рис. 1, 2).
Проверка катушки зажигания
Для проверки катушки зажигания отсоединяют от нее все провода и омметром измеряют сопротивления первичной и вторичной обмоток: они должны соответствовать указанным в таблице.
Проверка датчика-распределителя и блока управления
При неисправностях ДР и БУ двигатель автомобиля не заводится.
На рис. 3 схематично изображена ТСЗ
на ней показаны: 1 — ВВ провод катушки зажигания; 2 — катушка зажигания; 3 — ВВ провод свечи зажигания; 4 — свеча зажигания; 5 — БУ BOSCH; 6 — БУ SIEMENS/TELEFUNKEN; 7 — жгут; 8 — вал ДР с центробежным регулятором; 9 — диафрагма вакуумного регулятора; 10 — зажимная
шайба; 11 — датчик импульсов; 12 — ротор датчика; 13 — зажимная шайба; 14 — защитная прокладка; 15 — ротор распределителя;
16 — распределитель зажигания;
17 — угольный контакт; 18 — метки датчика; 19 — защелка крепления крышки распределителя; 20 — разъем датчика импульсов). В схеме могут применяться два типа блоков управления: BOSCH или
SIEMENS/TELEFUNKEN.
Расположение и нумерация выводов БУ показаны на рис. 4
(BOSCH) и рис. 5 (SIEMENS/TELEFUNKEN).
Для проверки подачи напряжения питания и контакта с массой автомобиля необходимо:
• при выключенном зажигании отсоединить разъем датчика импульсов от БУ. Подключить вольтметр к конт. 2 и 4 (BOSCH) или 6 и 3 (SIEMENS/TELEFUNKEN);
• включить зажигание и по вольтметру проверить величину напряжения на этих выводах. Оно должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.
• используя омметр, проверить соединение БУ с массой автомобиля — конт. 2 (BOSCH), конт. 6
(SIEMENS/TELEFUNKEN);
• используя омметр, проверить соединение конт. 4 (BOSCH) или 3 (SIEMENS/TELEFUNKEN) c конт. 15 катушки зажигания.
• в случае неисправности проверить состояние проводов в жгуте.
Для проверки датчика импульсов необходимо:
• подключить цифровой вольтметр (тестер), соблюдая полярность, а именно: "+" к конт.5, а "—" к конт. 6 БУ BOSCH ( см. рис. 4) или "+" к контакту меньшего размера, а "—" — к контакту большего размера
БУ SIEMENS/TELEFUNKEN;
• попросить помощника кратковременно провернуть коленвал стартером и в это время проверить, поступает ли с датчика импульсов на БУ напряжение 1...2 В;
• если напряжения нет, проверить омметром сопротивление датчика импульсов (точки подключения омметра те же, что и точки подключения вольтметра). Величина сопротивления должна составлять 1000...1200 Ом.
Для проверки зазора между ротором и статором датчика импульсов необходимо:
• отключить отрицательный вывод аккумуляторной батареи от массы автомобиля;
• щупом проверить зазор, который должен составлять 0,3.. .0,7 мм.
Проверка и устранение неисправностей системы управления зажиганием "Motronic"
Система управления зажиганием (СУЗ) "Motronic" представляет собой более сложное и более технически совершенное устройство по сравнению с ТСЗ. Установка угла опережения зажигания для такой системы не требуется. Основные операции по проверке узлов СУЗ "Motronic" аналогичны рассмотренным выше для ТСЗ. Остановимся на особенностях этой системы.
Проверка исправности катушки зажигания
При проверке исправности катушки зажигания необходимо снять с нее крышку и омметром измерить сопротивления первичной и вторичной обмоток катушки, которые должны составлять 0,5 Ом и 5000....6000 Ом соответственно.
Проверка датчиков зажигания СУЗ "Motronic"
Управляющие сигналы на СУЗ "Motronic" поступают с трех датчиков: положения, скорости и импульсов.
Датчики положения и скорости расположены, как показано на рис. 6, 7 (соответственно для ран них и поздних моделей), где А — датчик положения (серый соединитель), В — датчик скорости (черный соединитель) и на рис. 8, где В — датчик положения, D — датчик скорости.
Проверка исправности датчиков заключается в измерении электрического сопротивления между их контактами: сопротивление между конт. 1 (желтый провод) и 2 (черный провод) должно составлять 860...1060 Ом, между конт. 3 и 1 и конт. 3 и 2 — около 100 кОм. Если измеренные сопротивления не соответствуют требуемым, датчик необходимо заменить.
При работе с датчиками необходимо помнить, что нельзя менять местами датчики положения и скорости, так как в этом случае двигатель завести невозможно.
Расположение разъемов датчика импульсов для BMW 3-й серии — около 20-ти контактного диагностического разъема, для BMW 5-й серии — около крышки клапанов.
Проверка исправности датчика импульсов заключается в измерении электрического сопротивления между его конт. 1 (желтый провод) и 2 (черный провод): оно должно составлять 500...600 Ом.
Неисправный датчик подлежит замене. Кроме того, необходимо проверить зазор между датчиком и шкивом датчика импульсов, который должен составлять 1,0 ±0,3 мм.
РЕМОНТ&СЕРВИС-12'99
|