СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРОВ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ
Ю.Пластов
В системе электроснабжения автомобилей ВАЗ во время эксплуатации возникают различные неисправности, которые вызывают нарушения работы других систем электрооборудования. В данной статье рассмотрены основные неисправности электрогенераторов автомобилей ВАЗ.
Генератор автомобиля ВАЗ является трехфазным генератором переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения.
Параметры генераторов моделей ВАЗ приведены в табл. 1.
Монтажная схема соединения генератора с другими электрическими блоками и узлами автомобиля моделей ВАЗ-2108/2109 приведена на рисунке.
Основные типовые неисправности генератора (на примере указанных моделей автомобиля) приведены в табл. 2.
Рассмотрим некоторые простые способы диагностики неисправностей генератора с помощью двух контрольных ламп напряжением 12 В (постоянное) и 220 В (переменное) и авометра.
Как показывает опыт эксплуатации и ремонта системы электроснабжения легковых автомобилей ВАЗ, основными неисправностями электрогенераторов являются следующие:
•обрыв обмотки возбуждения электрогенератора;
• межвитковое замыкание в обмотке возбуждения;
•замыкание обмотки возбуждения на вал ротора; плохой контакт между щетками (зависание щеток) и контактными кольцами электрогенератора;
• обрыв фазы в цепи обмотки статора;
• замыкание фазы обмотки статора на сердечник статора;
•межвитковое замыкание в обмотке статора;
• выход из строя диодов выпрямителя;
• износ подшипников электрогенератора.
•Обрыв обмотки возбуждения электрогенератора в основном случается в местах ее пайки к контактным кольцам электрогенератора, при этом аккумулятор не заряжается.
Проверяют обмотку на обрыв с помощью контрольной лампы (на
пряжением 12 В), подключаемой последовательно с аккумулятором к контактным кольцам. При обрыве обмотки лампа не горит. Эту неисправность устраняют, произведя качественную пайку выводов обмотки к контактным кольцам.
Межвитковое замыкание в обмотке возбуждения электрогенератора возникает в основном вследствие разрушения изоляции проводов обмотки при перегреве или механическом повреждении.
Межвитковое замыкание в обмотке определяют измерением ее сопротивления при помощи омметра. Обмотки возбуждения генераторов автомобилей ВАЗ имеют следующие номинальные сопротивления:
•4,3±0,2 Ом (для ВАЗ-2101/ 2102/2103/2106);
• 3,7±0,2 Ом (для ВАЗ-2104/ 2105/2107);
• 2,6±0,1 Ом (для ВАЗ-2108/ 2109).
Измерения следует проводить с особой тщательностью, так как "близкое" межвитковое замыкание уменьшает номинальное сопротивление обмотки незначительно.
Замыкание обмотки возбуждения на вал ротора возникает из-за нарушения изоляции обмотки. При этом генератор не возбуждается (не работает).
Замыкание обмотки на вал (корпус) ротора определяют контрольной лампой (напряжением 220 В), включенной последовательно с источником переменного тока 220 В, контактным кольцом и корпусом ротора. Лампа горит при данной неисправности.
Плохой контакт между щетками и контактными кольцами электрогенератора возникает при загрязнении контактных колец, износе щеток, уменьшении давления пружин на щетки, что приводит к снижению мощности электрогенератора.
Проверяют состояние щеткодержателя, снимают щетки, шлифуют их шкуркой, чистят спиртом. При большом износе щетки заменяют новыми. Загрязненные контактные кольца чистят бензином. Изношенные кольца обрабатывают на станке, а затем шлифуют.
Обрыв фазы в цепи обмотки статора приводит к увеличению сопротивления в цепях других фаз обмотки, при этом снижается мощность генератора и аккумулятор не будет полностью заряжаться. Проверку фазы на обрыв производят подключением лампы (напряжением 12 В) к концам фазы при последовательном соединении с аккумулятором. При обрыве фазы контрольная лампа не горит.
Замыкание фазы обмотки статора на сердечник статора возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции фазы, при этом генератор сильно перегревается и снижается его мощность.
Замыкание фазы обмотки статора на сердечник (корпус) определяют контрольной лампой (напряжением 220 В), включенной последовательно с источником 220 В, выводом фазы обмотки статора и корпусом статора. При данной неисправности лампа горит. Неисправную фазу обмотки перематывают, предваритель но определив число витков старой обмотки и диаметр ее провода.
Межвитковое замыкание в обмотке статора возникает при ее перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. При этом снижается мощность электрогенератора.
Межвитковое замыкание в обмотке статора определяют измерением сопротивления ее фаз.
Обмотки статора электрогенераторов автомобилей ВАЗ имеют следующие номинальные сопротивления:
•0,11 Ом (для ВАЗ-2101/2102/ 2103/2106);
• 0,08 Ом (для ВАЗ-2104/2105/ 2107);
• 0,0035 Ом (для ВАЗ-2108/ 2109).
Выход из строя диодов выпрямителя. Исправность диодов проверяют с помощью омметра путем измерения сопротивления в прямом и обратном направлениях. У исправного диода прямое сопротивление равно не более 200 Ом, а обратное — несколько сот килоом.
В пробитом диоде прямое и обратное сопротивления равны нулю, а при обрыве диода — бесконечности. Диоды заменяют на новые, обращая внимание на цветную маркировку.
Износ подшипников электрогенератора. В неисправном подшипнике может иметь место "посинение" колец. Замену подшипников производят только на абсолютно аналогичные. Использование подшипников без пылегрязезащитной накладки в автомобильных электрогенераторах не допускается.
|