СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100
Диагностика электронных компонентов системы впрыска ЭСУД Lucas ЕРIС автомобилей Citroen Xantia 2,1D Turbo 1996-1998 гг. выпуска (часть 1)
Александр Белов (г. Москва)
Электрическая схема, состав и расположение компонентов системы впрыска ЭСУД «Lucas ЕРIC»
Топливный насос высокого давления (ТНВД) в системе впрыска ЭСУД «Lucas ЕРC» представляет собой распределительный насос с электронным управлением. Регулирование цикловой подачей топлива осуществляется продольным смещением плунжера-распределителя 8 (рис. 1)
с помощью двух электромагнитных клапанов 6. Количество подачи топлива рассчитывается по данным датчиков верхней мертвой точки (ВМТ), температуры охлаждающей жидкости,
топлива и воздуха на впуске. Для определения нагрузки используются данные датчиков положения педали подачи топлива и давления во впускном коллекторе.
Регулирование момента начала подачи топлива осуществляется с помощью электромагнитного клапана 10,который меняет величину давления на поршень механизма опережения впрыскивания 11 (рис. 1). Для расчета начала момента подачи топлива используются данные датчиков ВМТ, положения педали подачи топлива, положения кулачковой шайбы 13, движения иглы распылителя форсунки и температуры охлаждающей жидкости.
Рассмотрим диагностику компонентов электронной системы управления двигателем «Lucas ЕРIC на примере автомобиля Citroen Xantia 2,1 D Turbo 1996-1998 гг. выпуска. Двигатель этой конструкции оснащен распределительным ТНВД с регулирующими кромками и электромагнитным исполнительным механизмом.
ЭСУД «Lucas ЕРIC, используя данные необходимых датчиков, выбирает оптимальные значения количества и момента впрыска топлива, управляет системой рециркуляции отработанных газов (клапан EGR), давлением воздуха во впускном коллекторе, временем включения пусковых свечей накаливания.
Кроме того, ЭСУД «Lucas ЕРIC» имеет интегрированную систему самодиагностики.
Принципиальная схема ЭСУД «Lucas ЕРIC» двигателя Citroen Xantia 2,1D Turbo Р8С (XUD11ВТЕ) 1996-1998 г.в. представлена на рис. 2.
В Citroen принята следующая цветовая маркировка электропроводки:
- bl-blue — СИНИЙ
- br-brown — коричневый
- el-cream — сливочный (кремовый)
- ge-yellow — желтый
- gn-green — зеленый
- gr-grey — серый
- hbl-liht blue — голубой
- hgn-light green — светло-зеленый
- nf-neutral — нейтральный (бесцветный)
- og-orange — апельсин (оранжевый)
- rbr-maroon — бордовый
- rs-pink — розовый
- rt-red — красный
- sw-black — черный
- vi-violet — фиолетовый
- ws-white — белый
- x-braided cable — экранированный кабель
- y-high tension — высоковольтный (свечной)провод.
В некоторых схемах Citroen цветные коды заменены буквенно-цифровым кодом, который соответствует спецификации кабеля. В этом случае кабель имеет соответствующую маркировку у каждого коммутационного разъема.
На рис. 3 представлено размещение компонентов системы впрыска на кузове Citroen Xantia 2,1D Turbo 1996-1998 гг. выпуска.
На рис. 4 показано расположение предохранителей и реле электрических цепей системы впрыска на кузове Citroen Xantia 2,1 D Turbo.
Проверка параметров блока управления впрыском
Данные для проверки блока (управления впрыском топлива ЕСМ) ЭСУД «Lucas EPIC» приведены в табл.1. Они объединены в группы по функциональному назначению сигналов.
На рис. 5 представлены контрольные осциллограммы ЕСМ
«Lucas EPIC» и внешний вид разъема блока.
Самодиагностика «Lucas ЕРIС»
ЭСУД «Lucas ЕРIC» имеет средства самодиагностики, с помощью которых обеспечивается проверка формируемых сигналов на соответствие реальному диапазону и логическую достоверность. Если программа диагностики обнаруживает какое-то несоответствие (сигнал датчика не вписывается в реальный диапазон или противоречит сигналу с другого датчика, отсутствует электропитание и т.д.), в память ошибок записывается один или несколько соответствующих кодов неисправностей, а на приборной панели включается индикация «MIL». Помимо этого контролируется состояние диагностического оборудования. Считывание-очистка памяти ошибок в этой системе впрыска возможно только с помощью специального диагностического оборудования LUCAS. В табл. 2 приведены основные коды ошибок для ЭСУД «Lucas ЕРIC».
Проверка компонентов ЭСУД «Lucas ЕРIС»
Начинать диагностику следует после следующих подготовительных операций и измерений:
- прогревают двигатель до рабочей температуры (температура масла должна быть около 80С);
- устанавливают новый воздушный фильтр;
- рукоятка AT в позиции «Р» или «N»;
- все дополнительное оборудование, включая кондиционер, отключают;
- во время диагностики вентилятор радиатора системы охлаждения работать не должен;
- холостой ход (XX) должен быть в пределах 650...700 об/мин (количество оборотов XX поддерживается автоматически и не регулируется).
Уровень эмиссии отработанных газов (ОГ) должен соответствовать уровням Евро-2 (для автомобилей до 2000 г. выпуска) и Евро-3 (для автомобилей после 2000 г. выпуска).
Для дизельных двигателей также определяется уровень непрозрачности ОГ, который должен составлять 58% (нормальное значение) и 73% (предельное значение).
Тест на непрозрачность ОГ проводится на движущемся автомобиле при частоте оборотов двигателя 4925...5175
об/мин.
Если параметры эмиссии ОГ не соответствуют приведенным, проверяют герметичность впускной и выпускной систем и проводят тесты электронных компонентов системы впрыска.
Существенное влияние на все параметры работы дизельного двигателя оказывает момент впрыска топлива. На работающем двигателе его значение выбирается ЭСУД из памяти ЕСМ и отрабатывается соответствующим регулятором в ТНВД по показаниям датчика момента впрыска. В динамическом режиме его можно только проверить с помощью специального диагностического оборудования. В статическом режиме установка момента впрыска топлива осуществляется следующим образом:
- проворачивают коленвал двигателя по часовой стрелке до положения ВМТ 1-го цилиндра и фиксируют его с помощью специального приспособления 7017-T.R или подходящего штифта (см. рис. 6а);
- ослабляют три передних гайки 1 (см. рис. 6б) и одну заднюю гайку 2(см.рис.6б)крепления корпуса ТНВД; - поворачивают корпус ТНВД в крайнее (дальнее от двигателя) положение;
-откручивают заглушку 3 (рис. 6б) юстировочного отверстия на корпусе ТНВД и вставляют в него стержень 4 (рис. 6б) для установки момента впрыска топлива (спец. приспособление № 9043-Т или подходящий штифт); -приложив небольшое усилие к юстировочному штифту, вращают корпус ТНВД до момента совмещения штифта с выемкой 5 (рис. 6б);
-в этом положении фиксируют корпус ТНВД крепежными гайками 1 и 2 (рис. 6б), извлекают юстировочный штифт из контрольного отверстия, закручивают заглушку 3(рис. 6б) с усилием 5 Нм и убирают фиксатор маховика 1 (рис. 6б).
Следует отметить, что ЭСУД «Lucas ЕРIC» электронным способом компенсирует неточность установки корпуса ТНВД до 4°.
Окончание в следующем номере
№ 10 «Ремонт & Сервис» октябрь 2006
Статья Диагностика электронных компонентов системы впрыска ЭСУД «Lucas ЕРIС» автомобилей Citroen Xantia 2,1D Turbo 1996-1998 гг. выпуска . Часть 2 .
|