СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50
КАК СДЕЛАТЬ ПРОТИВОУГОННУЮ СИГНАЛИЗАЦИЮ
О.Попов
Предлагаются две простых схемы для противоугонной сигнализации автомобиля. Практика эксплуатации таких схем показала: хотя они и уступают фирменным электронным алармам, но обходятся автовладельцу в сотни раз дешевле и могут быть смонтированы "своими руками".
Противоугонная сигнализация бывает световой (проблески габаритных огней), звуковой (гудки автомобильного звукового сигнала) или комбинированной (одновременная подача световых и звуковых сигналов).
Следует заметить, что использование звуковой противоугонной сигнализации противоречит "Международным правилам дорожного движения", которые запрещают подачу звуковых сигналов в городе. Именно поэтому автомобильные заводы звуковую противоугонную сигнализацию на выпускаемые автомобили долгое время не устанавливали. Однако, подача звуковых сигналов в экстремальных ситуациях не запрещается, что позволяет автовладельцам использовать звуковую сигнализацию как достаточно надежное средство защиты автомобиля от угона.
Существует большое количество самых разнообразных схем противоугонной сигнализации, начиная от электроконтактных и заканчивая микроэлектронными с ультразвуковым управлением. Самая простая из них та, с помощью которой при открывании любой двери срабатывает звуковой сигнал автомобиля непосредственно от дверных плафонных выключателей (рис. 1а).
Чтобы такую сигнализацию "поставить на охрану" или "снять с охраны", достаточно "массовый" провод от дверных выключателей (ВЛП, ВПП, ВЛЗ, ВПЗ) подать на отрицательную клемму звукового сигнала ЗС через тумблер ВК, укрытый снаружи или внутри автомобиля. "Массовый" провод найти нетрудно — он находится под плафонным выключателем передней левой двери. Для установки сигнализации потребуются тумблер, два метра многожильного провода в изоляции и десять минут времени.
Ясно, что такая сигнализация обладает абсолютной простотой, но есть и существенный недостаток — если тумблер ВК установлен в салоне, то сразу после открывания двери звуковой сигнал включается без задержки и также без задержки выключается после закрытия двери. Это создает некоторые неудобства при снятии автомобиля с охраны и постановке под охрану. При установке тумблера ВК снаружи он может быть обнаружен посторонним лицом.
Однако, пока нет возможности приобрести "фирменный" аларм, можно использовать и простейший вариант защиты автомобиля от угона.
На рис. 1б показана релейная схема комбинированной противоугонной сигнализации (КПС), в которой продолжительность подачи сигналов тревоги и их повторяемость "запрограммированы" с помощью реле РЛ и термовременного выключателя ТВВ. Постановка схемы "на охрану" и снятие ее "с охраны" выполняются контактами герконового реле, срабатывающего с задержкой и входящего в состав устройства включения и выключения сигнализации (устройство на схеме не показано и заменено спаренным тумблером ВК и ВЛ). Имеются контрольные лампы КЛ, ЗБ которые зажигаются контактами ВЛ при включении сигнализации. Такая КПС по исполняемым функциям подобна многим стандартным схемам противоугонной сигнализации промышленного изготовления.
При вскрытии любой двери автомобиля реле РЛ переходит в режим самоудержания и включает габаритные фонари ФГ и звуковой сигнал ЗС на подачу сигналов тревоги. Одновременно в термовременном выключателе ТВВ начинает нагреваться биметаллическая пластина БМП, на которой установлен контакт "К". Габаритные фонари ФГ и звуковой сигнал ЗС остаются включенными до тех пор, пока контакт "К" не разомкнется. Если к этому времени вскрытая дверь будет закрыта, то противоугонная сигнализация вновь перейдет в состояние "Охрана включена". Если же дверь останется открытой, то после остывания биметаллической пластины БМП контакт "К" замкнется и сигналы тревоги снова сработают. В таком случае противоугонная сигнализация периодически "включает-выключает" сигналы тревоги (повторяемость через 2-3 с) до тех пор, пока она не будет отключена.
Схема КПС может быть установлена на автомобиле, в котором звуковой сигнал и габаритные фонари включаются не по "массе" (как в первом варианте схемы), а по цепи "+12 В" через специальные коммутационные реле (РЗС и РФГ). Тогда звуковой и световой сигналы тревоги могут подаваться как одновременно, так и каждый в отдельности (коммутация с помощью дополнительных выключателей ВКЗ и ВКГ). Это позволяет отключать звуковую сигнализацию, когда ее использование нежелательно или недопустимо. В некоторых случаях нужна только звуковая сигнализация, тогда габаритные фонари могут быть отключены.
• В случае, когда двери автомобиля оборудованы центральным замком, его можно подключить к противоугонной сигнализации. Тогда охранная система автомобиля получит совершенно новое качество: сигналы тревоги будут включаться не только при несанкционированном вскрытии дверей, но и при попытке открыть замок двери "штатным" ключом. Для этого схему противоугонной сигнализации (см. рис. 1б) надо дополнить герконовым реле РЛГ и подвести к нему управляющий сигнал "открыто" (+12 В) с контактной группы от центрального замка дверей (ЦЗД) (расположена в левом замковом барабане). Если автомобиль "под охраной", то при повороте замкового барабана в сторону "открыто" включится и начнет отрабатывать свои функции противоугонная сигнализация. Если центральный замок дополнительно оборудован защитной блокировкой, то одновременно с подачей сигналов тревоги все рычажные приводы дверных замков будут заблокированы сигналом ЗБ (+12 В).
Для самостоятельного изготовления предлагаемой защитной сигнализации необходимо заготовить следующие детали:
• 12-ти вольтовое реле (РЛ) с тремя парами нормально-разомкнутых контактов на коммутируемый ток не менее 2 А;
• два герконовых 12-ти вольтовых слаботочных реле (для РЛГ и для ВК-ВЛ);
• оксидный конденсатор 1000 мкФ х 12 В для задержки срабатывания герконового реле ВК-ВЛ (включается параллельно обмотке реле);
• термовременной выключатель ТВВ (ТВВ входит в состав некоторых термореле, а также продается на радиорынке как отдельное изделие);
• мерцающий светодиод на рабочее напряжение 12 В (для ламп КЛ и ЗБ);
• два тумблера на коммутируемый ток не менее 2 А (для ВКФ и ВКЗ).
В заключение следует отметить, что в отличие от многих электронных устройств противоугонной сигнализации релейные схемы в режиме "Охрана включена" электрической энергии от аккумуляторной батареи (АКБ) не потребляют.
|