САЙТ Павла
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100

Два индикатора искры

П. БЕЛЯЦКИЙ, г. Бердск Новосибирской обл.

В последнее время среди автолюбителей популярны разнообразные индикаторы, позволяющие визуально контролировать работу системы искрообразования бензинового двигателя внутреннего сгорания. В статье описаны простые приборы, позволяющие проводить экспресс-диагностику системы, не вывинчивая из двигателя запальных свечей.

Предлагаемые индикаторы предназначены для контроля наличия искры в зазоре запальных свечей двигателя автомобиля и дают возможность быстро и легко выявить цилиндр, работающий с перебоями по зажиганию, что значительно облегчает поиск неисправностей. Так, если не вспыхивает один из светодиодов индикатора, необходимо проверить цепь от катушки зажигания до свечи неисправного цилиндра.

Кроме этого, индикаторы искры помогают проверить правильность установки угла опережения зажигания по вспышкам светодиода первого цилиндра.

Индикаторы искры состоят из одинаковых каналов, число которых равно числу цилиндров двигателя. Достоинство обоих индикаторов в том, что они не требуют непосредственного подключения к системе искрообразования, а первый из них — по схеме на рис. 1 — вообще не подключается к бортовой сети автомобиля.

Обычно индикатор имеет четыре светодиода (по числу цилиндров), которые поочередно вспыхивают при прохождении высоковольтного импульса через соответствующую свечу. Уже при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя вспышки светодиодов сливаются в непрерывное свечение. На рис. 1 показана схема простейшего индикатора искры.

Два индикатора искры

Светодиоды HL1 —HL4 в нем вспыхивают от импульсов тока, поступающих в индикатор от емкостных датчиков Е1—Е4, которые надевают на высоковольтные "свечные" провода двигателя. В моменты пробоя искрового промежутка запальных свечей в емкостных датчиках наводится импульсное напряжение, достаточное для свечения светодиодов.

Диоды VD1— VD4 защищают светодиоды от импульсов обратной полярности. Вспышки светодиодов вполне отчетливо видны при отсутствии прямого солнечного или яркого электрического света.



Емкостный датчик представляет собой кольцеобразную обойму с внутренним диаметром 9 мм и высотой 5...6 мм из жести либо медной фольги. Обойму надевают на свечной провод и плотно обжимают. Светодиоды КИПД21П-К можно заменить на КИПД21Н-К или КИПД27П-Г. Вместо Д310 подойдут диоды Д311, Д311А или Д312Б.

Поскольку индикатор содержит малое число деталей, его легко смонтировать на плате размерами 80x25 мм толщиной 1,5...2 мм из любого теплостойкого изоляционного материала. По средней линии платы сверлят четыре отверстия диаметром 9 мм с расстоянием между их центрами 20 мм. Через эти отверстия при установке индикатора на двигатель пропускают свечные провода с надетыми на них датчиками. На плате монтируют диоды VD1—VD4 и светодиоды HL1—HL4. Общий провод зажимают под винт крепления катушки зажигания. Датчики сдвигают по проводам вплотную к плате и припаивают к светодиодам короткими проводниками.

Второй вариант индикатора (см. схему на рис. 2) требует подключения к бортовой сети автомобиля.

Два индикатора искры

Яркость свечения светодиодов HL1—HL4 этого индикатора достаточна для наблюдения за работой системы искрообразования даже в солнечный день.

Прибор также содержит четыре одинаковых канала и питается от бортовой сети автомобиля (12 В) через общий токоограничительный резистор R5. Повышение яркости вспышек светодиодов достигнуто применением в каждом канале усилителя тока на двух транзисторах. Конструкцию датчиков тоже удалось упростить.

Резисторы R1—R4 шунтируют входные цепи индикатора, устанавливая порог открывания транзисторов, и уменьшают наводки напряжения от соседних высоковольтных проводов, проходящих рядом.

Все детали индикатора устанавливают на печатной плате размерами 105x19 мм из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы представлен на рис. 3.

Два индикатора искры

На чертеже полностью показана "печать" только первого из четырех каналов.
Выводы деталей припаивают со стороны печатных проводников. Светодиоды HL1—HL4 устанавливают на ребре платы. Емкостными датчиками Е1—Е4 служат четыре кольца, сформированные из фольги на плате.

Плату помещают в футляр размерами 110x26x10 мм, спаянный из фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм. В узкой грани футляра просверлены четыре отверстия диаметром 5 мм под светодиоды, а в широких боковых — по четыре отверстия для свечных проводов.
Транзисторы КТ3130Б9 можно заменить любыми из серий КТ3130, КТ3102.

Светодиоды КИПД21В-К можно заменить более яркими из серии КИПД21, однако при этом нужно будет подобрать резисторы R1 —R4 меньшего сопротивления по минимуму помех от соседних высоковольтных проводов.
Редактор — Л. Ломакин, графика — Л. Ломакин

Радио №11 2006


 
 


© 2023 - Altay-Krylov.ru («как заработать в деревне» или «как выжить в деревне»)