СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100
Диагностика системы впрыска «Ford EEC V» автомобилей Ford Focus 1998-2004 гг. выпуска. Часть 1.
Александр Белов
Описание работы электронной системы управления двигателем «Ford EEC V»: электрическая схема, состав и расположение компонентов
Электронной системой управления двигателем (ЭСУД) «Ford EEC V» оснащаются автомобили Ford Focus
1998-2004 гг. выпуска с двигателями объемом 1,6; 1,8 и 2,0 литра конструкции «Zetec».
Это — объединенная система управления типа Motronic с обратной связью. Автоматическое регулирование осуществляется по трем параметрам:
По качеству топливной смеси На основании данных датчиков (массового расхода воздуха (MAF),
положения коленвала (CKP),
положения распредвала (CMP),
положения дроссельной заслонки (TP),
температуры головки блока (CHT),
температуры входного воздуха (IAT))
блок управления выбирает длительность впрыска, анализирует показания лямбда-зонда — кислородного датчика (одного или двух), корректирует длительность впрыска, обеспечивая оптимальное качество топливной смеси;
• По количеству оборотов холостого хода (ХХ)
Блок управления анализирует количество оборотов ХХ (700±30 об/мин) и при отклонении корректирует их с помощью регулятора холостого хода (IAC), управляющего подачей воздуха в обход дроссельной заслонки;
• По детонации
Блок управления с помощью датчика детонации (KS) и системы управления опережением зажигания обеспечивает изменение угла опережения зажигания до прекращения детонации. Это позволяет адаптировать систему к качеству залитого бензина и состоянию электромеханических параметров двигателя (свечей, головки блока цилиндров и газораспределительного механизма (ГРМ)).
Контур обратной связи системы замкнут не всегда — он отключен при пуске и прогреве холодного двигателя, а также в режиме разгона и полной нагрузки. В этом случае блок управления использует стандартные значения параметров впрыска, рассчитанные для идеального двигателя. Кроме того, управляющая программа ЭСУД «Ford EEC V» использует механизм «адаптивной коррекции»: запрограммированные значения параметров для некоторых датчиков и исполнительных механизмов изменяются в процессе эксплуатации с учетом износа двигателя для достижения максимальной эффективности его работы. Еще ЭСУД «Ford EEC V» имеет функцию, получившую название «режима ограниченной управляемости», или «limp home». Это означает, что при возникновении некоторых неисправностей система управления двигателем начинает руководствоваться не показаниями датчика, а его эталонным значением. Такой режим дает возможность доехать до станции техобслуживания на неисправном автомобиле. После устранения неисправности система возвращается к нормальному режиму функционирования.
Принципиальная схема ЭСУД «Ford EEC V» двигателя 1,6 (FYDA/C, FYDB/D, комплектации МТ) приведена на рис. 1, а компоновка элементов системы под капотом автомобиля «Ford Focus» — на рис. 2.
На рисунке 1 приведены следующие обозначения элементов:
• 15 — Ignition switch (шина «15» замка зажигания);
• 30 — Battery (шина «30» бортовой сети);
• 31 — Battery (шина «31» бортовой сети);
• A1 — Audio unit (аудиооборудование);
• A15 — Cruise control module (блок управления круиз-контроля);
• A162 — Immobilizer control module (блок управления иммобилайзером);
• A19 — Trip computer (бортовой компьютер);
• A35 — Engine control module (ECM— блок управления впрыском);
• A5 — Instrument panel (панель приборов);
• B132 — Camshaft position sensor (CMP — датчик положения распредвала);
• B147 — Throttle position sensor (TP— датчик положения дроссельной заслонки);
• B172 — Cylinder head temperature sensor (CHT — датчик температуры головки блока);
• B25 — Intake air temperature sensor (IAT — датчик температуры входного воздуха);
• B30 — Mass air flow sensor (MAF — датчик массового расхода воздуха);
• B33 — Vehicle speed sensor — (VSS— датчик скорости);
• B54 — Crankshaft position sensor (CKP — датчик положения коленвала);
• B69 — Knock sensor (KS — датчик детонации);
• B72 — Heated oxygen sensor (HO2S— ЛЯМДА-зонд с подогревом или датчик кислорода);
• C3 — Suppressor (подавляющий фильтр);
• E23 — Clock (часы);
• F — Fuse (предохранитель);
• G1 — Alternator (генератор);
• H63 — Engine malfunction indicator lamp (MIL — индикация «неисправность двигателя»);
• K12 — Engine coolant blower motor relay (реле вентилятора системы охлаждения);
• K143 — AC compressor clutch relay (реле муфты компрессора кондиционера);
• K20 — Fuel pump relay (реле топливного насоса);
• K4 — Starter motor relay (реле стартера);
• K46 — Engine control relay (главное реле питания ECM);
• K76 — Ignition auxiliary circuits relay (реле усилителя зажигания);
• M12 — Fuel pump (топливный насос);
• S152 — AC refrigerant high pressure switch (датчик высокого давления кондиционера);
• S231 — Power steering pressure switch (PSP — датчик давления гидроусилителя руля;
• S258 — Clutch pedal position switch (CPP — датчик педали сцепления);
• S338 — AC refrigerant dual pressure switch (двойной датчик давления кондиционера);
• S39 — Inertia fuel shut-off switch (IFS — инерционный клапан отключения топлива);
• T1 — Ignition coil (катушка зажигания);
• X1 — Data link connector (DLC — диагностический разъем);
• Y104 — Evaporative emission canister purge valve (EVAP — клапан вентиляции);
• Y3 — Injector (форсунки);
• Y99 — Idle air control valve (IAC — регулятор холостого хода).
На рисунке 2 цифрами обозначены следующие элементы:
• 1 — CMP;
• 2 — CKP;
• 3 — CHT;
• 4 и 5 — монтажный блок № 1;
• 6 — клапан вентиляции топливного бака;
• 7 — регулятор давления топлива;
• 8 — регулятор холостого хода;
• 9 — катушка зажигания;
• 10 — форсунки впрыска;
• 11 — датчик температуры входного воздуха;
• 12 — датчик детонации;
• 13 — датчик массового расхода воздуха;
• 14 — датчик положения дроссельной заслонки.
Остальные компоненты ЭСУД расположены на кузове автомобиля в следующих местах:
• CPP (находится под педалью сцепления);
• нижняя вертикальная панель кузова, рядом с левой ногой водителя
• диагностический разъем (находится справа под торпедой);
• блок управления впрыском (левая «кик-панель»);
• топливный фильтр (находится рядом с топливным баком);
• топливный насос (находится в топливном баке);
• ЛЯМБДА-зонд (размещен перед катализатором);
• инерционный клапан отключения топлива (левая «кик-панель»);
• датчик давления ГУР 1,4 (установлен в контуре высокого давления ГУР);
• датчик давления гидроусилителя руля (ГУР) 1,6 (находится в корпусе насоса ГУР);
• датчик скорости (установлен в корпусе коробки переключения передач (КПП)).
На рис. 3 приведен внешний вид монтажного блока № 1.
Проверка параметров блока управления впрыском
Последовательность проверки параметров блока управления впрыском (ECM) приведена в табл. 1.
Для обеспечения системы в проверке ECM данные в табл. 1 объединены в две группы и располагаются в порядке «от главного — к второстепенному». Этот порядок предполагает вначале проверить функции обеспечения ECM — электропитание, иммобилайзер, синхронизациию, датчики, а затем перейти к исполнительным функциям — управление реле, зажиганием, форсунками, холостым ходом, лямбда-регулированием и дополнительными устройствами.
На рис. 4 приведены контрольные осциллограммы ECM «Ford EEC V» (их порядковые номера приведены в последней колонке табл. 1).
На рис. 5 приведен внешний вид разъема ECM, на контактах которого контролируются сигналы (см. вторую колонку в табл. 1) в ходе проверки ECM.
Самодиагностика «Ford EEC V»
ЭСУД «Ford EEC V» имеет средства самодиагностики, которые обеспечивают непрерывный анализ состояния компонентов системы впрыска, сравнивая их параметры с эталонными значениями. Если программа диагностики обнаруживает какое-то несоответствие, (сигнал датчика не вписывается в реальный диапазон или противоречит сигналу с другого датчика, отсутствует электропитание и т.п.) в память ошибок записывается один или несколько соответствующих кодов неисправностей. Считывание-очистка памяти ошибок в этой системе впрыска возможно только с помощью специального диагностического оборудования.
В табл. 2 приведены коды ошибок для ЭСУД «Ford EEC V». Для удобства однородные ошибки объединены в группы. Возможна ситуация, когда наблюдается - сканирование множественных кодов. При этом весьма велика вероятность того, что часть из них является следствием предыдущих.
Диагностическая практика — проверка компонентов ЭСУД «Ford EEC V»
Начинать диагностику следует после следующих подготовительных операций и измерений:
- прогревают двигатель до рабочей температуры (около 80°С);
- система зажигания должна быть исправна;
- установлен новый воздушный фильтр;
- рукоятка коробки передач (АТ) — в позиции «Р» (паркинг);
- все дополнительное оборудование, включая кондиционер, отключено;
- во время диагностики вентилятор радиатора не должен работать;
- в моделях с гидроусилителем руля рулевое колесо должно быть в положении прямолинейного движения.
Обороты ХХ должны быть в пределах 700±30 об/мин (поддерживаются электроникой автоматически). Если ХХ не в норме, проверяют герметичность впускной системы и проводят тесты электронных компонентов системы впрыска.
Состав выхлопных газов должен соответствовать следующим значениям:
- содержание СО на ХХ не более 0,5% (на 2800...3100 об/мин — не более 0,3%);
- содержание CH не более
100 ppm (100 частей на миллион);
- содержание О2 порядка
0,1.0,5%.
Если параметры выхлопных газов не соответствуют приведенным, проверяют герметичность впускной и выпускной систем и тестируют электронные компоненты системы впрыска.
При выполнении диагностических процедур следует соблюдать следующие правила:
- все коммутации разъемов и измерительных приборов проводить при отключенном зажигании;
- для защиты катализатора и ЛЯМДА-зонда, перед «прокруткой» двигате ля стартером, на время проверки отключают разъемы форсунок.
Проверка элементов топливной системы
Схема проверки элементов топливной системы приведена на рис. 6.
Порядок проверки давления топлива
- Подключают к впускному топливопроводу манометр;
- заводят двигатель и на холостых оборотах проверяют давление топлива;
- с отключенной вакуумной трубкой регулятора давления топлива
(регулятор не работает), его величина должна составлять 4 кг/см2;
- с подключенной вакуумной трубкой регулятора давления топлива (регулятор работает) его величина должна составлять 3,5 кг/см2.
Возможной причиной неправильного давления топлива могут быть негерметичность топливопровода и
неисправность топливного насоса или регулятора давления.
Порядок проверки форсунок впрыска
- Отключают форсунки от жгута и измеряют сопротивление обмоток — оно должно быть около 11,5 Ом. Если есть отклонения — заменяют фосунки;
- включают зажигание и измеряют напряжение на разъемах жгута форсунок (рис. 6 а). Оно должно быть около 12 В. Если напряжение значительно меньше или равно нулю — проверяют предохранитель F9, реле K46 и соответствующие соединения;
- подключив между контактами «1 и 2» разъема форсунки LED-индикатор (рис. 6 б), коротко прокручивают двигатель стартером. LED-индикатор должен вспыхивать, если же этого не происходит, проверяют предохранитель F9, реле K46, соответствующие соединения и, при необходимости, возвращаются к проверке ЕСМ. Эту операцию проводят для каждой форсунки.
Порядок проверки топливного насоса
- Извлекают реле топливного насоса из разъема монтажного блока (7 на рис. 3) и между контактами «3» и «5» (рис. 6 в) подключают выключатель (имитация реле);
- насос должен работать при замыкании контактов «3» и «5». Если этого не происходит, проверяют предохранитель F12, реле К20, инерционный выключатель S39 и соответствующие соединения;
- размыкают контакты «3» и «5», отключают разъем топливного насоса (рис. 6 г) и, подключив вольтметр к контактам «1» и «5», снова замыкают контакты «3» и «5». Величина напряжения на разъеме топливного насоса должна быть около 12 В. Если это не так — проверяют соответствующие соединения.
«Ремонт & Сервис» февраль 2005
Статья Диагностика системы впрыска «Ford EEC V» автомобилей Ford Focus 1998-2004 гг. выпуска. Часть 2 .
|