СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50
Датчик абсолютного и атмосферного давления во впускном коллекторе ДВС.
В.Яковлев
Общие сведения
Датчик абсолютного давления (ДАД) устанавливается в задроссельной зоне впускного коллектора и используется в электронных системах автоматического управления автомобильным двигателем (ЭСАУ-Д) в качестве задатчика его нагрузки. ДАД применяется также для определения массы топлива по объемному расходу воздуха. Этот способ дешевле в реализации по сравнению с непосредственным измерением расхода воздуха с помощью массметра, но менее точен. В некоторых ДАД используется и как измеритель атмосферного давления, который нужен для адаптации ЭСАУ-Д к перепадам высоты над уровнем моря или изменениям погоды. Измерение атмосферного давления производится при включенном зажигании, но при неработающем двигателе. Тогда при езде в горах приходится специально останавливаться и перезапускать двигатель для адаптации ЭСАУ-Д к новой высоте.
Выпускаются и сдвоенные датчики (рис. 1). Барометрический вход сдвоенного датчика остается открытым, и на него подается атмосферное давление, а вход датчика по разрежению соединяется вакуумным шлангом с впускным коллектором.
Диагностика датчика абсолютного и атмосферного давления
Обычно к разъему сдвоенного датчика подходят три провода: общий, питание +5 В от ЭСАУ-Д, выход датчика. Для диагностирования сдвоенного датчика используется следующее оборудование: автомобильный мультиметр и осциллограф; Breakout box-устройство для наблюдения сигналов, без которого приходится нарушать изоляцию проводки для подключения измерительных приборов, что нежелательно; ручной вакуумный насос.
На рис. 2 показано подключение мультиметра к сдвоенному датчику BP/MAP фирмы GM с помощью перемычек.
Тестирование производится при включенном зажигании и неработающем двигателе. Ручной помпой на датчик подается разрежение, выходной электрический сигнал должен измеряться в соответствии с табл. 1.
Информацию о разрежении в зависимости от конструкции датчика несет величина выходного напряжения или его частота. Исправный датчик на холостом ходу ДВС имеет разрежение в выпускном коллекторе 436,9-539,7 мм рт. столба, т.е. датчик фирмы GM должен иметь выходной сигнал величиной 1,62...0,88 В; датчик фирмы FORD -в диапазоне 109...102 Гц.
В табл. 2 приведены величины испытательных разрежений и соответствующие им величины изменения выходных сигналов датчиков различных автомобилей.
При проведении диагностики датчика абсолютного давления нужно выполнить следующие операции:
• отсоединить вакуумный шланг, а на его место присоединить вакуумный насос, подключить к выводам датчика автомобильный мультиметр (см. рис. 2);
• включить зажигание, произвести замер выходного сигнала, соответствующего атмосферного давления;
• подать разрежение вакуумным насосом, согласно таблице 2, изменить(измерить?) значение выходного напряжения и сравнить его с табличным.
Датчики давления с частотным выходом проверяются с помощью осциллографа. Фронты сигнала должны быть короткими и вертикальными, амплитуда сигнала - от 0 до напряжения питания +5 В, сигнал в форме меандра.
После проведения диагностики следует убедиться, что вакуумный шланг подключен к штуцеру впускного коллектора и датчику герметично. Шланг должен быть без изгибов, в которых могут скапливаться испарения влаги и пары топлива, искажающие показания датчика.
Неисправность датчика абсолютного и атмосферного давления ведет к ухудшению характеристик при езде и потере топливной экономичности.
|