СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 151-200
Устройство управления стеклоочистителем.
А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Предлагаемое устройство позволяет установить необходимый режим работы стеклоочистителя в зависимости от количества осадков на лобовом стекле. Принципиальная схема устройства представлена на рис. 1.
Pис. 1. Принципиальная схема устройства управлении стсклоочистителем
Рис. 2. Принципиальная схема коммутирующего устройства
Транзисторы Т1 и Т2 образуют электрический аналог прибора с р-п-р-п структурой тиристора. Такой аналог отличается от тиристора большой стабильностью параметров и более широкими схемными возможностями. Управлять им можно с помощью сигнала как положительной, так и отрицательной полярности, в зависимости от схемы включения. Установив постоянное напряжение смещения на одной из баз такого «составного» тиристора, им можно управлять также и «по аноду», подавая соответствующее напряжение включения. В описываемом устройстве использован именно этот режим. Напряжение включения установлено равным 6 в.
Устройство работает следующим образом. При включении зажигания замыкаются контакты В3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения аккумуляторной батареи Б1 по цепи Ml — R6— R5. При замыкании контактов выключателя В1, служащего для включения механизма стеклоочистителя, напряжение конденсатора С1 переключает «составной» тиристор Т1, Т2 в проводящее состояние, Поэтому напряжение через резистор R4 передается на управляющий электрод тиристора Д2, в результате чего тиристор открывается и включает электродвигатель M1 шунтируя цепь заряда конденсатора С1. Сразу после пуска электродвигателя контакты конечного выключателя стеклоочистителя В2, механически связанного с электродвигателем, замыкаются и тиристор Д2 снова закрывается. При этом двигатель остается включенным контактами конечного выключателя.
Когда щетки стеклоочистителя совершат полный цикл, контакты В2 разомкнутся и отключат электродвигатель. С этого момента снова начинается заряд конденсатора С1, который теперь заряжается только до напряжения 6 в, после чего происходит включение «составного» тиристора Tl, Т2 и цикл повторяется.
Время заряда конденсатора С1 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R6. Когда сопротивление резистора минимально, то время заряда мало — стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора R6 время заряда С1 до напряжения 6 в составляет примерно 10 секунд, поэтому щетки совершают один цикл за 10 секунд. Изменением сопротивления резистора R6 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя.
В автомобилях разных марок и разного времени выпуска износоустойчивость контактов В2 конечного выключателя стеклоочистителя различна. Эти контакты разрывают цепь с током порядка единиц ампер. Добавлением коммутирующего устройства на тиристоре Д7 можно уменьшить разрываемый контактами В2 ток до 120 ма при активной нагрузке. При этом срок службы контактов будет определяться в основном механическим износом.
Схема коммутирующего устройства изображена на рис. 2; точки подключения устройства к основному блоку обозначены буквами А и Б.
Новое место подключения контактов конечного выключателя В2 обозначено В2'.
Коммутирующее устройство работает следующим образом. При замыкании контактов ВЗ замка зажигания ток заряда конденсатора С4 открывает тиристор Д7, в результате чего заряжается конденсатор С3 по цепи Ml — Д3 — С3 — Д6 — Д7. После заряда конденсатора С3 анодный ток тиристора Д7 уменьшается примерно до 1,5 ма и тиристор Д7 выключается, так как ток удержания его в открытом состоянии значительно больше. Когда замыкаются контакты выключателя В1 и включается тиристор Д2, как уже было описано выше, начинает заряжаться конденсатор С2 по цепи R9 — Д4 — С2 — Д2. В первый момент разряжается конденсатор С3, так как к нему прикладывается напряжение обратной полярности, после чего зарядный ток конденсатора С2 проходит через диод Д4. С момента замыкания контактов В2' конденсатор С4 начинает разряжаться через резистор R8. Диод Д5 предотвращает попадание напряжения обратной полярности на управляющий электрод тиристора Д7. В конце цикла контакты В2 размыкаются, снова начинает заряжаться конденсатор С4, зарядный ток которого снова включает тиристор Д7. В результате этого к открытому тиристору Д2 прикладывается напряжение обратной полярности с конденсатора С2. Тиристор закрывается и отключает электродвигатель. Далее цикл повторяется. Некоторые экземпляры тиристоров имеют ток удержания меньше 1,5 ма, и, кроме того, с повышением температуры ток удержания тиристоров уменьшается. Поэтому тиристор Д7 после заряда конденсатора С3 может остаться включенным. Этот случаи, однако, не нарушает работы устройства, так как в первый же момент после включения тиристора Д2 напряжение конденсатора С3 прикладывается к цепочке Д6—Д7 в обратном направлении, что приводит к немедленному закрыванию тиристора Д7.
Диод Д1 служит для защиты тиристора Д2 от бросков напряжения, возникающих при отключении двигателя, а диод Д6 — для устранения паразитных колебаний в контуре, образованном индуктивностью двигателя и емкостью конденсаторов С2, С3.
В устройстве управления стеклоочистителем могут быть использованы транзисторы МП101 — МП103, МП112 — МП113 (Т2) и МП104 -МП106, МП115 —МП116 (Т1). Статический коэффициент усиления Вст транзисторов должен быть в пределах 10—70. Тиристоры Д2, Д7 — типов КУ201, КУ202 с любым буквенным индексом и током включения не более 100 ма. Резисторы типа МЛТ; переменный резистор R6 типа ТК спарен с выключателем В1. Конденсаторы С1—С3 типа К50-3; С4 — МБМ. Устройство смонтировано на гетинаксовой плате с размерами 115X60 мм. Переменный резистор R6 прочно крепится к плате стальным хомутиком. Все устройство устанавливается на приборной панели автомобиля на место выключателя стеклоочистителя и закрепляется гайкой переменного резистора R6.
Вид смонтированного устройства показан на рис. 3.
Если устройство собрано без ошибок и все детали исправны, то оно не требует налаживания.
|