СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150
Введение в автомобильную электронику.
Х. Сига, С. Мидзутани. 1989 г.
Глава 3. Управление двигателем и трансмиссией.
3.1.2. Управление углом опережения зажигания
Прежде управление углом опережения зажигания осуществлялось центробежным регулятором (в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя) и вакуумным регулятором (в зависимости от нагрузки на двигатель). Эти устройства, будучи механическими, не обеспечивают высокую точность управления из-за зазоров, износа, трения и т. п.
Электронизация и оптимизация управления улучшают характеристики двигателя и повышают его надежность благодаря уменьшению количества механических деталей. Электронная система управления обеспечивает хранение в ЭБУ значения оптимального угла опережения зажигания в зависимости от состояния двигателя. Этот угол реализуется ЭБУ в процессе эксплуатации автомобиля с учетом сигналов от датчиков.
(1) Функции
Определяется состояние двигателя на основании данных о частоте вращения коленчатого вала и сигналов ряда датчиков. Вычисляется оптимальный угол опережения зажигания. Выдается сигнал на катушку зажигания.
Угол опережения зажигания определяется по формуле (3.3):
Угол опережения зажигания = Базовый угол опережения зажигания + поправка угла опережения зажигания (3.3).
1) Базовый угол опережения зажигания
Зависимость базового угла опережения зажигания на холостом ходу от частоты вращения коленчатого вала двигателя показана на рис. 3.29.
Для обеспечения устойчивости работы этот угол при определенной частоте постоянен.
При движении оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения двигателя и количества потребляемого воздуха определяется, как показано на рис. 3.30.
При механическом управлении такую зависимость угла опережения реализовать чрезвычайно трудно.
2) Поправка угла опережения зажигания
а. Поправка угла опережения зажигания при холодном двигателе
После пуска, пока двигатель не прогрелся, для улучшения его тяговых свойств угол опережения зажигания должен изменяться, как показано на рис. 3.31.
б. Поправка угла опережения зажигания при высоких температурах
Если температура двигателя слишком велика, зажигание делается более поздним, как показано на рис. 3.32.
3) Сигнал управления коммутатором зажигания
Для того чтобы обеспечить зажигание в момент, рассчитанный ЭБУ, в коммутатор системы зажигания подаются управляющие сигналы начала и конца пропускания тока через катушку зажигания, как показано на рис. 3.33.
(2) Датчики
В системе управления зажиганием (как и в описанной в разд. 3.1.1 системе управления впрыском) Введение в автомобильную электронику. Х. Сига, С. Мидзутани. 1989 г.
3.1. Управление бензиновым двигателем. используются следующие датчики:
датчик угла поворота коленчатого вала;
датчик расхода воздуха;
датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик угла открытия дроссельной заслонки.
(3) Исполнительные устройства
1) Блок зажигания
По сигналу зажигания от ЭБУ выходной транзистор коммутатора зажигания включает и выключает ток, протекающий в первичной обмотке катушки зажигания, что приводит к возникновению высокого напряжения во вторичной обмотке.
На рис. 3.34 показан внешний вид,
а на рис. 3.35 — блок-схема системы зажигания, включающего катушку зажигания, коммутатор и т. д.
В коммутаторе зажигания есть схема, которая задает время открытия выходного транзистора в зависимости от сигнала управления, подаваемого на вход. Кроме того, схема диагностики, фиксируя противоЭДС, возникающую при включениях и выключениях тока первичной обмотки катушки зажигания, информирует ЭБУ двигателя о нормальной работе системы зажигания.
При нарушениях работы коммутатора зажигания ЭБУ, во избежание перегрева нейтрализатора, прекращает впрыск топлива.
|