СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150
Тиристорный запуск подогревателей.
В. Ломанович, А. Кузьминский
Зимний запуск автомобильного двигателя с жидкостным охлаждением значительно облегчается при наличии предпускового подогревателя. Горючая смесь поджигается в камере горения подогревателя либо с помощью свечи накаливания, либо от обычной свечи и дополнительной катушки зажигания с электромагнитным прерывателем тока. Поджиг с помощью свечи накаливания наименее экономичен, так как ток, потребляемый такой свечой, может достигать более 10 А. Значительно эффективнее искровое устройство поджига с катушкой зажигания. В этом случае вместо свечи накаливания используется обычная запальная свеча или разрядник. Прерывателем тока служит электромагнитное реле, включенное как зуммер. Наличие в этой системе механических контактов является ее наиболее слабым местом, так как коммутируемый ими ток достигает 3—4 А и прерыватель быстро выходит из строя.
Ниже приводится описание бесконтактного устройства поджига, выполненное на тиристоре. Оно обеспечивает наиболее мощную искру и отличается от других систем высокой надежностью, долговечностью работы и экономичностью.
Принципиальная схема предлагаемого устройства приведена на рис. 1.
Рис. 1. Принципиальная схема бесконтактного устройства поджига с динистором
Питается оно от источника постоянного напряжения 220 В. Например, от преобразователя напряжения 12-220 В. Описания подобных транзисторных преобразователей постоянного напряжения неоднократно приводились в литературе. Если на автомобиле установлена тиристорная система зажигания (например, выполненная по схеме, помещенной в журнале «Радио», 1966 №6), то можно воспользоваться ею для питания устройства поджига. Для этого нужно намотать дополнительную повышающую обмотку на трансформаторе преобразователя напряжения, содержащую 900 витков провода ПЭЛШО 0,15. К обмотке подключают выпрямительный мост, выполненный на четырех диодах Д226 В. Выпрямленное напряжение подают на зажимы 1 и 2 устройства поджига в указанной на схеме полярности.
В устройстве используется принцип конденсаторно-тиристорной системы зажигания. Необходимая энергия искрообразования обеспечивается с помощью накопительного конденсатора С2. Заряжаясь от источника постоянного напряжения 220 В, он периодически отдает накопленную энергию, разряжаясь через тиристор Д2 на первичную обмотку 1 катушки зажигания Tpl. Релаксационный генератор, выполненный на времязадающей цепочке R1C1 и динисторе Д1, обеспечивает переключение тиристора Д2 с частотой 5—8 Гц. Процесс протекает в такой последовательности: после замыкания кнопки Кн1 конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R1 и первичную обмотку катушки зажигания Tp1. Динистор Д1 и тиристор Д2 первоначально закрыты. Как только напряжение на обкладках конденсатора С1 станет равным напряжению переключения динистора Д1, последний переходит в проводящее состояние; конденсатор С1 разряжается через динистор Д1 и управляющий электрод тиристора Д2. Тиристор Д2 открывается, и накопительный конденсатор С2 разряжается через него и первичную обмотку катушки зажигания Tpl.
Импульс высокого напряжения со вторичной обмотки катушки зажигании поступает на запальную свечу или разрядник, установленный в камере горения подогревателя. Динистор Д1 и тиристор Д2 при этом закрываются, и конденсаторы С1 и С2 заряжаются. Затем весь процесс повторяется. Частота искрообразования при указанных на схеме рис. 1 параметрах времязадающей цепочки R1C1 находится в пределах 5—8 Гц.
Длина искры в воздухе достигает 15 мм. Ток, потребляемый устройством поджига от аккумулятора, не превышает 0,5 А.
При отсутствии динистора тиристорное устройство поджига можно выполнить по схеме, приведенной на рис. 2.
Рис 2. Принципиальная схема бесконтактного устройства поджига с тиристором
Управление тиристором Д1 осуществляется с помощью релаксационного генератора, собранного на неоновой лампе Л1 и резисторе R1. Для запуска устройства нажимают двухполюсную кнопку Кн1, коммутирующую цепи питания импульсного устройства. При этом конденсатор C1 заряжается через резисторы R1 и R2, а эмиттер транзистора Т1 оказывается подключенным к + 12 В. Как только напряжение на обкладках конденсатора С1 достигнет уровня зажигания неоновой лампы Л1, она вспыхивает, и на базу транзистора Т1 поступает отрицательный импульс, открывающий транзистор.
Положительный импульс с коллектора Т1 поступает на управляющий электрод тиристора Д1, тиристор открывается, и конденсатор С2 разряжается через первичную обмотку катушки зажигания Tpl. Далее весь процесс протекает так же, как и в устройстве, схема которого приведена на рис. 1. Частота переключений тиристора Д1 определяется параметрами неоновой лампы Л1 и сопротивлением резистора R1. Как только подогреватель заработает, кнопку Кн1 отпускают, и цепи питания устройства поджига разрываются.
Описанные устройства с одинаковым успехом могут быть использованы и для запуска подогревателя на автомобиле «Запорожец». Для этого достаточно заменить в нем свечу накаливания на искровую и подключить к ней устройство поджига в соответствии с приведенными выше рекомендациями.