САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50

СХЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ «Audi-A4»

Д.Соснин, А.Фещенко

Немецкие автомобили достаточно широко распространены в Российской Федерации. Схемы бортового электрооборудования этих автомобилей составляются по единым правилам (нормам DIN), которые значительно отличаются от широко используемой формы начертания схем, принятой в отечественной научно-технической, учебной и справочной литературе. В данной статье подробно описывается принципиальная схема электрооборудования автомобиля "Audi-A4".

Чтобы изучить логику построения немецких схем электрооборудования и научиться ими пользоваться, достаточно рассмотреть одну из них на конкретном автомобиле.

На рис. 1-5 представлена схема электрооборудования автомобиля "Audi-A4" (вып. 1995 г.) с 6-ти цилиндровым V-образным бензиновым двигателем ААН (рабочий объем 2,8 л), которая выполнена в соответствии с немецкими стандартными нормами DIN.

1) Перечень элементов электрооборудования автомобиля и их буквенно-цифровые обозначения на схеме представлены в табл. 1. В табл. 2 дана информация о контактно-штекерных колодках. В табл. 3 приведены обозначения внутренних соединений в жгутах проводов. В табл. 4 расшифрованы обозначения точек "массы" автомобиля. В табл. 5 даны буквенные обозначения цвета проводов, которые (обозначения) используются на схеме.

Схема электрооборудования разбита на 20 отдельных функциональных блоков, в которые могут входить устройства, схемы или целые системы. Каждый отдельный функциональный блок состоит из отдельных электрических компонентов и их цепей. Функциональные блоки, устройства, схемы, системы и их составные компоненты располагаются на чертеже в длинный ряд друг за другом и имеют сквозную нумерацию от 15 до 237. Снизу схема ограничена горизонтальной линией под № 31, которая изображает отрицательный полюс электрической цепи, т.е. "массу" автомобиля. Элементы электрической цепи соединены соответствующими цветными проводами, которые на схеме имеют цветовое обозначение буквами (см. табл. 5).

Если цепь разрывается маленьким прямоугольником с синей окантовкой, значит цифра в нем указывает на то, в какой цепи продолжается провод. Например, символ 91 в электрической цепи под сквозным № 21 тягового реле стартера означает, что красный провод с черной полосой (ПЧ) продолжается в цепи под сквозным № 91 (где через символ 21 подключается к штекеру "50" выключателя зажигания D).

Для соединения проводов применяются штекерные колодки, которые надежно защищают выводы от воды и грязи, что способствует устойчивой работе системы электрооборудования. Согласно нормам DIN отдельные выводы штекерных колодок разнесены в схеме по электрическим цепям. Поэтому штекерное соединение, кроме буквенного обозначения "T", имеет дополнительную цифровую индикацию (см. табл. 2). Например, T6z/3 — это 3-й вывод шестиштекерной колодки Z (колодка красного цвета, расположенная в Е-блоке моторного отсека).

Связующими узлами всей бортсети автомобиля являются монтажные блоки, в которых помещены различные реле и предохранители. Часть этих реле изображена в верхней части электрической схемы, которая окрашена в розовый цвет. Розовое поле на чертеже представляет собой печатную плату монтажного блока для установки реле со всеми цепями питания — "30", "15", "X", "31" (в проводе "30" — положительный потенциал аккумуляторной батареи; провод "15" — от клеммы "15" выключателя зажигания (+12 В при включении); провод "X" — от разгрузочного реле J59 (+12 В); провод "31" — "масса"). Эти цепи, а также внутренние соединения на плате, показаны тонкими (не цветными) линиями. Кроме условного обозначения самого реле (см. табл. 1) указывается номер его позиции на печатной плате монтажного блока. Этот № изображен черным квадратом с просветленной цифрой (например, 1). Так как реле сгруппированы в монтажные блоки, то на схеме маркируются не только выводы самого реле, но и установочные гнезда на печатной плате. Например, для реле звукового сигнала J4 маркировка клеммы 8/87 обозначает гнездо 8 на плате реле и контакт вывода 87 самого реле. Печатная плата для монтажного блока предохранителей S на схеме обозначена желтым цветом (см. сквозную нумерацию от № 120 до № 169).

2) Приведенная электрическая схема является общей для всех модификаций автомобиля "Audi-A4". Отдельные модификации отличаются типом силовой установки (двигателем и коробкой переключения передач) и имеют некоторые различия в электрической схеме, которые, главным образом, относятся к системе управления агрегатами. Так, 4-х и 5-ти цилиндровые бензиновые двигатели оборудованы системой впрыска "Motronik 3/2", а 6-ти цилиндровые — системой впрыска "MPFI". Незначительные изменения в схеме реализуются путем установки или снятия перемычек, проводов, реле и некоторых других электроэлементов, о чем внизу чертежа схемы указывается в соответствующем примечании. Примечания обозначаются мелкими цифрами в малых кружках красного цвета. Например, примечание 1 указывает на то, что реле J60 и его соединители устанавливаются в схему только тогда, когда автомобиль оборудован автоматической коробкой переключения передач (КПП). Если же на автомобиле установлена механическая КПП, то вместо реле J60 и его соединителей в схему устанавливается токовая перемычка (см. примечание 2 на схеме).

Буквы и цифры в больших кружках черного цвета указывают на принадлежность данного соединения к жгуту проводов (см. табл. 3).

В заключение следует отметить, что иллюстрация различных частей схемы электрооборудования с применением цветовых полей и обозначений (как это сделано в данной статье) нормами DIN не предусматривается. Однако в ряде случаев расцветка составных элементов на принципиальной схеме используется для облегчения их поиска и наглядности чертежа. В отечественных иллюстрационных материалах на схемах электрооборудования автомобилей в последнее время стали широко применять цветовое изображение соединительных проводов, которое полностью соответствует их реальной раскраске.

Литература

1. А.Уилсон, М.Уилсон. Информация, вычислительные машины и проектирование систем. М.: Мир, 1968,416 с.
2. М.Мазур. Качественная теория информации. М.: Мир, 1974,239 с.

РЕМОНТ&СЕРВИС-2_2001

СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ К СТАТЬЕ.


altay-krylov@yandex.ru