САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ

В.Никитин, И.Шелестов

Многие автолюбители рано или поздно сталкиваются с проблемой защиты своего автомобиля от угона. Путей решения этой проблемы несколько:
• использование механических противоугонных устройств;
• установка электронных систем охраны;
• применение электронных "секреток" и блокирующих узлов;
• комплексная защита автомобиля, состоящая из комбинации выше перечисленных вариантов.

Как показывает опыт,

наиболее эффективной является комбинация нескольких вариантов защиты автомобиля, так как установка только одного вида защиты, например, электронной системы охраны, не гарантирует его сохранности.

По данным испытаний, проводимых МВД, опытному угонщику достаточно 20...30 с, чтобы завести отечественный автомобиль, даже не зная, какая система сигнализации там установлена. Это объясняется тем, что у большинства выпускаемых автомобилей имеется ограниченное число узлов, которые можно заблокировать.

Учитывая выше сказанное, а также практику установки и эксплуатации охранной сигнализации, можно предложить техническое решение для защиты автомобиля от угона, которое заключается в использовании комбинации устройств промышленного изготовления с уникальным самодельным.

В качестве электронной противоугонной системы можно использовать такие как RED SCORPIO, PRESTIGE, ALLIGATOR и др.

Все они в зависимости от комплектации и уровня сервиса стоят $50...100. Эти несложные устройства вполне можно установить самостоятельно. В качестве противоугонных средств в них обычно предлагается две цепи блокировки, т.е. можно заблокировать стартер и катушку зажигания. Хотя это и малоэффективно, но все же время для подготовки к угону увеличивается.

Установив относительно недорогую систему охраны, можно поручить ей первый рубеж. Существенно улучшить охрану можно также засчет установки несложного устройства — электрического бензоклапана. Бензоклапан управляется электромагнитом, что обеспечивает прохождение бензина от бензобака к двигателю только при подаче на клапан питания.

В принципе ничего нового в этом устройстве нет — оно серийно выпускается отечественной промышленностью под разными названиями, например, "Сюрприз" (рис. 1) и представляет собой встраиваемый в разрыв цепи бензопровода блок (крепится к корпусу автомобиля). Его можно установить в труднодоступном и только владельцу известном месте.

Для включения бензоклапана применяется тумблер, место установки которого должно быть таким, чтобы включать и выключать тумблер можно было незаметным движением. Мест для скрытной установки тумблера на автомобиле не так много.

Решением этой проблемы может служить самодельное устройство, выделенное на рис. 2 пунктиром. Оно устанавливается вместо тумблера и представляет собой токовое герконовое реле К1, обеспечивающее режим самоудержания. Реле К1 включается в цепь подачи питания на обмотку бензоклапана К2 и работает следующим образом. При включении зажигания контакты геркона разомкнуты и бензоклапан обесточен, соответственно перекрыт бензопровод. Чтобы замкнуть контакты геркона К1.1, необходимо к ним поднести небольшой магнит.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ



Устройство срабатывает при приближении магнита на расстояние 10...20 мм. В этом случае в цепи обмотки К1 от "+" аккумулятора начнет протекать ток через обмотку К2, (около 0,3 А). Обмотка К1 конструктивно расположена на корпусе геркона и ее параметры выбраны таким образом, чтобы электромагнитное поле, возникающее от проходящего тока, смогло поддерживать контакты К1.1 в замкнутом состоянии и после того, как магнит будет убран. Таким образом, устройство зафиксируется в этом состоянии.

Выключается же реле К1 и клапан К2 после обесточивания цепи при помощи выключения замка зажигания, что удобно, так как позволит не забыть выключить бензоклапан при постановке машины на охрану.

Конструктивное исполнение токового реле К1 показано на рис. 3. Оно изготавливается следующим образом. У обычного геркона типа КЭМ-1 (с одной группой нормально разомкнутых контактов) укорачивается до 5 мм один из выводов. В последующем туда будет подпаиваться конец обмотки. Затем геркон оборачивается двумя слоями стеклоткани, причем под последний слой подкладывается толстый (диаметром 0,5...1 мм) медный провод, который будет служить вторым выводом реле при подпайке конца обмотки. Конец провода должен выступать за край корпуса геркона примерно на 15 мм.

Подпавяв к укороченному концу геркона провод, производим намотку. Намотка осуществляется виток к витку на всю длину корпуса в два слоя — это примерно 45 мм. Обмотка содержит около 400 витков, намотанных проводом ПЭТВ или ПЭВ-2 диаметром 0,25 мм. Таким образом, оба вывода обмотки К1 будут находиться с одной стороны геркона, как это показано на рисунке. После окончания намотки обмотку необходимо пропитать лаком или клеем "Момент". На обмотку можно также надеть термоусаживающуюся трубку, например, кембрик. В результате получится прочный цилиндр диаметром 10...11 мм с выходящими по краям проводами.

Теперь необходимо произвести определение правильной фазировки подключения обмотки токового реле. Для этого собирается схема подключения (см. рис. 2) и магнит подносится к геркону. Если он уверенно сработает, то фазировка правильная. В противном случае появится характерное дребезжание контактов, и тогда нужно поменять местами провода, подключаемые к геркону.

Токовое реле К1 можно положить под ковриком обшивки в любом месте, исключающем механическую нагрузку. Для удобства крепления геркона в любом другом месте, а также увеличения механической прочности всей конструкции, можно изготовить пластину из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5...3 мм. В центральной части пластины фольга удаляется, а к оставленным по краям участкам припаивается геркон и внешние подходящие провода.
Сама же плата крепится к корпусу автомобиля винтом-саморезом или клеем.

Данная конструкция реле устойчиво работает при минимальном токе 200 мА и падении напряжения на обмотке меньше 1 В (максимальный ток через обмотку К1 может достигать 0,5 А). При необходимости работы на большем токе, например, если применяемый бензоклапан потребляет больше, чем указано, обмотку следует выполнить более толстым проводом. Контакты геркона КЭМ-1 рассчитаны на коммутацию тока до 2 А.

Эксплуатацию секретного магнитного включателя К1 можно сделать более удобной, если его дополнить цепью с лампой индикации, показанной на рис. 2 пунктиром. Лампа EL1 будет загораться в случае включения бензоклапана и владелец будет уверен в том, что на него подано напряжение. Лампу можно использовать одну из уже имеющихся на панели приборов. Вместо лампы можно применить также любой светодиод с ограничивающим ток резистором номиналом 1,2...3 кОм.

Правильно изготовленное и грамотно установленное устройство совместно с электронной сигнализацией могут стать серьезным препятствием при попытке угона. Если же установить и механический блокиратор руля, то получится комплексная система защита, которая в предлагаемой конфигурации (недорогая электронная система, бензоклапан и блокиратор) является наиболее эффективной и экономичной.


altay-krylov@yandex.ru