САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50

Диагностика неисправностей в электронной системе зажигания автомобилей «Газель» и «Волга»

Пчелинцев
На некоторых моделях автомобилей «Газель» и «Волга» Горьковского автозавода устанавливается карбюраторный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) ЗМЗ-4063, который оборудуется системой зажигания с электронным блоком управления ЭБУ-209.3763-004.

Этот блок содержит регистратор неисправностей, представляющий собой запоминающее устройство бортовой системы самодиагностики, с помощью которой можно достаточно просто и быстро определять неисправности в компонентах системы зажигания. Местоположение самих компонентов может быть легко обнаружено по цветовым оплеткам подходящих к ним соединительных проводов.

На рисунке показана принципиальная электрическая схема системы зажигания двигателя ЗМЗ-4063, на которой приняты следующие обозначения:
Д5 — электронный блок управления ЭБУ-202.3763-004;
В63 — датчик абсолютного давления (разрежения) в задроссельной зоне впускного коллектора, выполняющий функции датчика нагрузки двигателя (ДНД);
В70 — датчик температуры двигателя (ДТД);
В92 — датчик детонации (ДДТ);
В74 — датчик коленвала (ДКВ), регистрирующий частоту вращения (обороты) двигателя;
У43 — клапан экономайзера принудительного холостого хода (КПХХ) с электроклапанным приводом;
Х51 — диагностический разъем, через который выводятся коды неисправностей из регистратора неисправностей на диагностический тестер DST-2;
Х53 — соединительный разъем для подключения системы зажигания к бортсети автомобиля;
Т1 и Т2 — двухвыводные катушки зажигания; F1-F4 — электроискровые свечи зажигания;
Н15 — контрольная лампа системы бортовой самодиагностики (на схеме не показана).

Диагностика неисправностей в электронной системе зажигания автомобилей Газель и Волга



Для обозначения цветовых оплеток реальных соединительных проводов на электросхеме используются сокращения:

Г — голубой; Ж — желтый; З — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф — фиолетовый; Ч — черный; БГ — бело-голубой; БЗ — бело-зеленый; БК — бело-красный; БР — бело-розовый; БЧ — бело-черный; ЖЗ — желто-зеленый; ЖК — желто-красный; ЖЧ — желто-черный; ЗК — зелено-красный; КР — красно-розовый; ОЗ — оранжево-зеленый; ОЧ — оранжево-черный; РК — розово-красный; РЧ — розово-черный; СК — серо-красный; СР — серо-розовый; СЧ — серо-черный; ЧК — черно-красный.

Помимо цвета, для каждого соединительного провода указано его сечение.



Перед тем, как приступить к поиску неисправностей с помощью системы самодиагностики, необходимо выполнить ряд подготовительных процедур:
• проверить наличие бензина в топливном баке и его подачу в карбюратор;
• проверить надежность подсоединения проводов к клеммам аккумуляторной батареи (АКБ) и ее работоспособность путем пробного прокручивания двигателя стартером;
• вывернуть первую и четвертую свечи зажигания и проверить их состояние внешним осмотром;
• удостовериться в целостности электрических цепей от контактов 15 и 30 замка зажигания и в исправности контрольной лампы Н15.

Вышеперечисленные процедуры помогут обнаружить те неисправности, информация о которых в регистраторе неисправностей не фиксируется. Например, если двигатель уверенно прокручивается стартером, но не запускается, то причинами отказа, помимо системы зажигания, могут стать неисправности в системе топливоподачи или отсутствие бензина в топливном баке; к отказу запуска двигателя приводят и загрязненные или забрызганные бензином свечи зажигания, а также нарушение целостности контактов 15 и 30 в замке зажигания.

Система бортовой самодиагностики выполняет свои функции следующим образом:
• при включении зажигания, еще до запуска двигателя стартером, загорается контрольная лампа Н15 самодиагностики. Это свидетельствует о целостности лампы Н15 и ее цепей;
• после запуска двигателя стартером через 3-5 с лампа Н15 гаснет. Это указывает на то, что система самодиагностики готова к работе, а в ее регистраторе нет зафиксированных неисправностей;
• если контрольная лампа Н15 не гаснет или начинает мерцать, то в регистраторе неисправностей имеется запись хотя бы одной из табулированных неисправностей;
• основные неисправности, которые могут возникнуть в системе зажигания, табулируются, т.е. сводятся в таблицу неисправностей в виде цифровых кодов (см. таблицу). Таблица неисправностей прилагается к заводской инструкции по эксплуатации автомобиля;

Диагностика неисправностей в электронной системе зажигания автомобилей Газель и Волга


• при возникновении неисправности на «ходу» автомобиля происходит запись ее кода в регистратор, после чего загорается контрольная лампа Н15. Некоторые неисправности тут же приводят к остановке двигателя (например, нарушение целостности цепи датчика В74 коленвала или неисправность этого датчика);
• через 1,5-2 ч после выключения зажигания код неисправности может «исчезнуть» из регистратора, но будет вновь записан в регистратор при прокручивании двигателя стартером. Считывание кодов неисправностей из «памяти» регистратора возможно реализовать двумя способами: или с применением диагностического тестера DST-2, подключенного к диагностическому разъему Х51, или по сигнальным вспышкам контрольной лампы Н15 системы бортовой самодиагностики.

В первом случае порядок считывания кодов должен соответствовать инструкции, приложенной к тестеру DST-2.

Во втором случае, для подготовки бортовой системы самодиагностики к выдаче кодов на контрольную лампу Н15, необходимо перемкнуть контакты 10 и 12 в диагностическом разъеме Х51. При считывании кодов по второму способу после включения зажигания (без запуска двигателя) диагностическая лампа Н15 начнет выдавать информацию, хранящуюся в памяти регистратора неисправностей, сигнальными вспышками. Первая последовательность вспышек длительностью 0,5 с и с интервалом 0,5 с указывает на первую цифру кода, вторая последовательность вспышек, следующая за первой с интервалом в 1,5...2 с, указывает на вторую цифру кода; аналогично высвечивается третья цифра кода.

Например, код 22 «обрыв цепи датчика В70 температуры двигателя» на мерцающей контрольной лампе Н15 имеет вид:

Диагностика неисправностей в электронной системе зажигания автомобилей Газель и Волга



Следует иметь в виду, что в начале считывания первым кодом всегда будет высвечиваться код 12. Это число указывает на исправное состояние бортовой системы самодиагностики и на ее готовность к работе.

Далее с интервалами 3...4 с между кодами начнут высвечиваться коды всех неисправностей, храня щихся в регистраторе неисправностей (выдача кодов — от младшего к старшему). Последним в ряду высвеченных кодов будет снова код цифры 12, что указывает на окончание процедуры считывания. Однако, если зажигание не выключить, начнется повторное считывание кодов «по кругу».

После завершения процедуры считывания кодов запоминающее устройство (регистратор) системы бортовой самодиагностики необходимо «очистить» от использованных кодов. Для этого надо снять минусовый провод («массу») с клеммы аккумуляторной батареи на 60...90 с и затем разомкнуть контакты 10 и 12 в диагностическом разъеме Х51.

После проведения ремонтных работ по устранению обнаруженных неисправностей следует убедиться в их отсутствии. Для этого минусовый провод необходимо вновь подсоединить к минусовой клемме АКБ и запустить двигатель. Контрольная лампа Н15 через 3...5 с должна погаснуть.

В заключение следует отметить, что если пришел в негодность электронный блок управления (ЭБУ-209.3763-004), то ремонтировать его самостоятельно не следует, так как завод-изготовитель по вскрытому блоку претензии не принимает. При замене ЭБУ на новый или другой работоспособный надо удостовериться в идентичности номеров программной версии, которые указываются на заводском шильдике.


altay-krylov@yandex.ru