САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ статьи № 1-50

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II



Современные стиральные машины ARISTON серий AVD, AVL, AVSD, AVSL, AVXL, оснащены системой управления EVO-II. В предлагаемой статье приводится описание элементов этой системы и ее возможные неисправности.

Узел электронного управления стиральных машин (СМ) ARISTON, оборудованных системой EVO-II, состоит из платы управления и силовой платы.


Каждая из этих плат имеет две аппаратных модификации.

Плата управления

Платы управления (ПУ) выпускаются с ЖК индикатором (модели СМ серий AVD, AVSD) — см. рис. 1 и без него (серии AVL, AVSL, AVXL) — рис. 2. К ПУ подключены силовая плата, селектор программ и управляющие потенциометры (для ПУ первого типа — селектор программ, для второго типа ПУ — регуляторы температуры и скорости отжима, а также селектор программ).

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II.

Внешний вид селектора программ СМ серии AVD, AVSD показан на рис. 3.

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II

Особенностью селектора является отсутствие в нем мотора. Селектор представляет собой переключатель, коммутирующий «весовые» резисторы в его составе. Сопротивление на выходе селектора, соответствующее тому или иному положению его ручки, считыва ется микроконтроллером (МК) ПУ. МК преобразует его в управляющий код и передает в силовую плату, где формируется соответствующая программа (или режимы) стирки. Аналогично устроены регуляторы температуры воды и скорости отжима в СМ серии AVL, AVSL, AVXL. В качестве примера приведем номиналы резисторов (кОм), показанных на рис. 3 (слева направо): 2,67; 3,57; 4,99; 7,5; 2,4; 24,9; 75.

Возможные неисправности ПУ и способы их устранения


СМ не включается
Подобный дефект (применительно к ПУ) может быть вызван следующими причинами:
• неисправна кнопка включения питания СМ;
• нарушение контакта в соединителях между ПУ и силовой платой;
• неисправен МК ПУ. Часто причиной отказа МК является его кварцевый резонатор (см. рис. 1 и 2). Его необходимо пропаять или заменить. В противном случае ПУ заменяют. В большинстве случаев подобный дефект бывает вызван отказом силовой платы (см. ниже)
. Положение ручки селектора не соответствует выбранной программе стирки
В подобном случае проверяют селектор программ. Для этого его снимают и разбирают, очищают от загрязнений контактные площадки на его печатной плате. Затем проверяют на соответствие номиналу его резисторы (см. выше).
В СМ серии AVL, AVSL, AVXL аналогичным образом проверяют регуляторы температуры нагрева воды и скорости отжима. Соответственно, и проявления дефектов этих элементов проявляются иначе (исходя из их назначения).

В процессе эксплуатации СМ прекращается выполнение программы стирки и индицируется код ошибки F12
При возникновении подобной ошибки выполняют следующие действия:
• проверяют целостность соединений между соединителем J11 силовой платы и ПУ;
• последовательно заменяют силовую плату и ПУ.

Силовая плата


Как уже отмечалось, силовая плата (СП) имеет две модификации.
В первом случае силовая плата (СП-I) предназначена для работы с обычным коллекторным двигателем привода барабана (рис. 4),

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II

а во втором (CП-II) — для работы с трехфазным двигателем (рис. 5).

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II

Компоновка этих плат различна, однако основные соединители в большинстве своем имеют аналогичное назначение.
Отметим элементы, обозначенные цифрами на рис. 4 и 5:
1 — управляющий симистор клапана залива горячей воды;
2 — управляющий симистор клапана залива воды в отсек предварительной стирки;
-управляющий симистор клапана залива воды в отсек основной стирки;
-дроссель, стоящий в цепи питания ключей электронного коммутатора 3-фазного двигателя;
-элементы импульсного источника питания СП;
-теплоотвод силовых ключей коммутатора приводного двигателя.
В СМ ARISTON последних серий применяются 3-фазные бесколлекторные двигатели привода барабана. Для них и была разработана специальная силовая плата (СП-II). Главная ее особенность — электронный коммутатор обмоток 3-фазного

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II.

двигателя привода барабана. Внешний вид 3-фазного двигателя и назначение его выводов приведено на рис. 6. Основные преимущества такого двигателя перед обычными коллекторными следующие:
• меньшее энергопотребление;
• пониженный уровень шума;
• увеличенный ресурс.

Всеми режимами работы двигателя управляет так называемый цифровой сигнальный процессор (DSP) — см. рис. 5
В составе двигателя имеется термопредохранитель, который при повышенной температуре размыкается, вследствие чего блокируется работа электронного коммутатора.
Как уже отмечалось, в составе силовых плат имеется импульсный источник питания, который работает все время, пока СМ подключена к питающей сети. В «выключенном» состоянии (при нажатии кнопки выключения) СМ находится как бы в дежурном режиме (на ПУ и СП поданы питающие напряжения). Поэтому при проведении различных ремонтных работ необходимо это учитывать.

Возможные неисправности СП и способы их устранения


СМ не включается
Если причина дефекта не в ПУ, проверяют исправность элементов встроенного импульсного источника питания (5 на рис. 4 и 5). В случае исправности источника заменяют СП.

Не включаются ТЭН нагрева воды или сушки
Если ТЭН исправен, проверяют контактные группы его реле (на рис. 5 показаны реле 7 и 8). В случае исправности реле заменяют СП.

Не включается клапан залива воды
Проверяют исправность соответствующего клапана, принудительно подав на него сетевое напряжение 220 В. Если клапан исправен, проверяют соответствующий управляющий симистор (1, 2 или 3 на рис. 4 и 5). В противном случае заменяют СП.

Не вращается приводной двигатель ни в одном из режимов работы СП
Дефект может сопровождаться индикацией кодов ошибок F01 и F02.
Проверяют надежность соединителей между двигателем и силовой платой. Далее рассмотрим подобный дефект в зависимости от типа силовой платы:
1. В случае использования СП-I (рис. 4) проверяют исправность управляющего симистора 9. Если он неисправен, лучше одовременно с ним заменить и двигатель.
2. Возможен случай, когда в режиме стирки двигатель вращается только в одну сторону. В этом случае проверяют реле реверса — на рис. 4 они находятся под реле ТЭНов.
3. В случае использования СП-II проверяют исправность термопредохранителя двигателя, а если он исправен — проверяют ключевые транзисторы коммутатора. Также контролируют целостность обмоток двигателя. Если перечисленные элементы исправны, заменяют СП.

Не включается сливной насос
Проверяют исправность насоса, принудительно подав на него переменное напряжение 220 В. Если насос исправен, проверяют его управляющий симистор. В противном случае заменяют СП.

Расшифровка маркировки стиральных машин ARISTON и INDESIT
В заключение приведем соответствие буквенно-цифровых обозначений стиральных машин ARISTON, INDESIT их пользовательским характеристикам (см. рис. 7, 8).

Особенности сервисного обслуживания стиральных машин ARISTON, оборудованных системой управления EVO-II


Редакция благодарит сервисный центр «ИГЛЕМА» (iglema.nm.ru) за помощь в подготовке статьи
№8 «Ремонт & Сервис» август 2004


altay-krylov@yandex.ru