САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50

Автомобильные стробоскопические приборы СТБ-1 И «Авто-Искра»

Д.Зверев

Отечественной промышленностью выпускаются стробоскопические приборы СТБ-1 и "Авто-Искра", предназначенные для установки угла опережения зажигания на автомобилях. Правильная установка угла опережения зажигания крайне важна, поскольку этот параметр влияет на расход топлива, мощность и экологические характеристики двигателя.

Стробоскопические приборы позволяют просто, быстро и эффективно проверить и отрегулировать угол опережения зажигания, проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Питание стробоскопа подключается с соблюдением полярности к аккумуляторной батарее автомобиля, а зажим датчика — к высоковольтному проводу свечи зажигания первого цилиндра. После запуска двигателя лампа стробоскопа начинает излучать мигающий световой поток, который необходимо направить в лючок картера сцепления. Регулировка заключается в совмещении двух меток: неподвижной на картере сцепления и подвижной на маховике (иногда метки наносятся на переднюю крышку блока цилиндров и на шкив коленвала двигателя). Если метки совпадают, то угол опережения зажигания выставлен правильно. Если же метки не совпадают, то следует ослабить крепление датчика-распределителя зажигания и посредством поворота его корпуса добиться совмещения меток.

Основным элементом стробоскопического прибора является импульсная безынерционная лампа, вспышки которой происходят в момент появления искры в свече первого цилиндра двигателя. Вследствие этого установочные метки, нанесенные на маховике или шкиве коленчатого вала, а также другие детали двигателя, вращающиеся или перемещающиеся синхронно с коленчатым валом двигателя, при освещении их вспышками лампы стробоскопа кажутся неподвижными. Это позволяет наблюдать сдвиг между моментом зажигания и моментом прохождения поршнем первого цилиндра верхней мертвой точки на всех режимах работы двигателя, т. е. контролировать правильность установки угла опережения зажигания, проверять работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.



Основные технические данные стробоскопических приборов СТБ-1 и "Авто-Искра" приведены в таблице.

Автомобильные стробоскопические приборы

Стробоскоп СТБ-1, выполненный в виде пистолета с линзой, дающей хорошую фокусировку луча, более удобен и безопасен в эксплуатации. Кроме того, мощный преобразователь напряжения в стробоскопе СТБ-1 обеспечивает возможность подключения к нему практически любой электробритвы.

Принципиальная схема стробоскопа СТБ-1 приведена на рис. 1.

Автомобильные стробоскопические приборы

Прибор состоит из преобразователя постоянного напряжения на транзисторах V1 и V2, кремниевого выпрямительного блока V4, ограничительных резисторов R5, R6, накопительных конденсаторов С2, С3, стробоскопической лампы Н1, цепи зажигания стробоскопической лампы, состоящей из конденсаторов С4, С5 и разрядника Рр1, защитного диода V3 и тумблера S1 переключения режима работы "Бритва" или "Стробоскоп".

При положении переключателя S1 "Стробоскоп" к выпрямительному блоку V4 поступает суммарное переменное напряжение с обмоток II a и II б, которое выпрямляется и через резисторы R5, R6 заряжает накопительные конденсаторы С2, С3 до напряжения примерно 450 В. В момент искрообразования в первом цилиндре высоковольтный импульс от гнезда распределителя зажигания через разъем Х2 разрядника Рр1 и конденсаторы С4, С5 поступает на сетки стробоскопической лампы Н1. Лампа зажигается, и на копительные конденсаторы С2, С3 разряжаются через лампу. При этом энергия, накопленная в конденсаторах С2 и С3, преобразуется в световую энергию вспышки лампы. После разрядки конденсаторов лампа Н1 гаснет и конденсаторы С2 и С3 снова заряжаются через резисторы R5, R6 до напряжения 450 В. Тем самым заканчивается подготовка к следующей вспышке. Конденсатор С1 устраняет выбросы напряжения на коллекторах транзисторов V1,V2 в моменты их переключения. Диод V3 защищает транзисторы V1,V2 от выхода их из строя при неправильной полярности подключения питания стробоскопа.



Разрядник Рр1, включенный в разрыв между распределителем и свечой зажигания, обеспечивает необходимую для срабатывания импульсной лампы амплитуду высоковольтного импульса вне зависимости от расстояния между электродами свечи, давления в камере сгорания и других факторов. Благодаря разряднику стробоскоп нормально работает даже при замкнутых накоротко электродах свечи.

При работе со стробоскопом СТБ-1 слабые вспышки лампы могут наблюдаться и без нажатия на курок, что не является неисправностью прибора. При нажатии на курок яркость вспышек возрастает в несколько раз.

Стробоскоп может быть использован как источник питания для электробритв с коллекторным электродвигателем. В режиме "Бритва" он работает следующим образом. После подключения зажимов Х5, Х6 к клеммам аккумуляторной батареи начинает работать преобразователь напряжения, представляющий собой симметричный мультивибратор. Транзисторы преобразователя поочередно открываются и закрываются, подключая то одну, то другую половины обмотки I трансформатора Т1 к аккумуляторной батарее. В результате во вторичных обмотках появляется переменное напряжение частотой около 800 Гц. Напряжение с обмотки 11а через контакты переключателя S1 поступает на выпрямительный блок V4, выпрямляется и поступает на гнезда разъема Х3, Х4, предназначенного для подключения электробритвы.

Стробоскоп СТБ-1 выполнен в пластмассовом корпусе в виде пистолета с курком. Курок связан с переключателем S1. При нажатии на курок переключатель устанавливается в положение "Стробоскоп". Одновременно тело курка перекрывает гнезда Х3, Х4 подключения электробритвы, где напряжение в это время достигает 400...450 В. Пружинные зажимы типа "крокодил" (Х5, Х6) имеют гравировку полярности и заключены в разноцветные резиновые чехлы. Корпус переходника-разрядника Рр1 пластмассовый, расстояние между электродами 3 мм. Вилка Х2 и гнездо Х1 выполнены из нержавеющей стали. Конденсаторы С1, С2, С3 типа МБМ на напряжение 600В. Конденсаторы С4, С5 выполнены в виде тонких латунных трубок, надетых на изоляцию высоковольтного провода ПВС, соединяющего стробоскоп с разрядником. Трансформатор Т1 намотан на тороидальном сердечнике ОЛ 20х32х8. Обмотки 1б и 1в имеют по 40 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,51 мм, обмотки I a и 1г — по 8 витков, обмотка II б — 440 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19 мм, обмотка II a — 1160 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,1 мм.

Принципиальная схема прибора "Авто-Искра" приведена на рис. 2.

Автомобильные стробоскопические приборы

Он состоит в основном из тех же узлов, что и стробоскоп СТБ-1, но электрическая схема имеет некоторые отличия. Так, преобразователь напряжения выполнен несколько иначе: начальное смещение на базы транзисторов подается с одного делителя напряжения R2 R3, подключенного к средней точке базовой обмотки III. Для облегчения запуска преобразователя резистор R2 зашунтирован оксидным конденсатором С1. Трансформатор преобразователя имеет также другие намоточные данные. Ограничительный резистор включен до выпрямительного моста. Накопительный конденсатор С2 — оксидный, стробоскопическая лампа — ИФК-120. Применение этого типа лампы вызвало изменение параметров накопительного конденсатора С2 — напряжение зарядки уменьшено до 250...300 В, а емкость увеличена до 10 мкФ. При этом яркость вспышек у "Авто-Искры" меньше, чем у СТБ-1. Постоянная времени зарядки накопительного конденсатора С2 почти в 10 раз больше, чем у СТБ-1, и с увеличением числа оборотов двигателя конденсатор С2 не успевает зарядиться в паузах между двумя вспышками. Яркость каждой вспышки снижается. Таким образом прибор "Авто-Искра" эффективен только при использовании его на малых частотах вращения коленчатого вала двигателя (до 800 об/мин.).

Прибор "Авто-Искра" выполнен в прямоугольном корпусе из ударопрочного полистирола. На корпусе расположено гнездо Х1 для подключения высо ковольтного провода ПВС, соединяющего прибор с высоковольтным проводом свечи зажигания первого цилиндра, гнезда Х2, Х3, предназначенные для подключения электробритвы, и переключатель рода работы В1. Провод питания заканчивается коаксиальным штекером Х4. Для подключения к свече первого цилиндра служит металлический "усик", закрепленный на конце провода ПВС. Переключатель S1 типа ТП1-2. Все обмотки трансформатора намотаны проводом ПЭВ-2 диаметром 0,2 мм. Обмотка I имеет 35+35 витков, III — 50+50 витков, II — 870 витков с отводом от 460-ти витков. Сердечник тороидальный марки ОЛ 20х32х8.

Прибор "Авто-Искра" разработан специально для автомобилей ВАЗ, но его можно использовать и на других автомобилях, если сделать специальный переходник к штекеру питания Х4 или совсем убрать штекер и вместо него к проводам припаять пружинные зажимы типа "крокодил". Однако при этом следует иметь в виду, что в случае неправильной полярности подключения прибора "Авто-Искра" к бортсети автомобиля он сразу же выйдет из строя. Защиты от переполюсовки в приборе нет.

При правильном подключении питания должен быть слышен характерный писк чистого тона частотой около 800 Гц от работы преобразователя напряжения.

Подключение приборов производится при неработающем двигателе с соблюдением полярности подключения.

Время непрерывной работы со стробоскопом, во избежание выхода из строя, не должно превышать 10...15 мин.

Следует остерегаться прикосновения к вращающимся деталям двигателя, которые в свете стробоскопа кажутся неподвижными.

Наиболее характерными неисправностями стробоскопов являются выход из строя импульсной лампы, транзисторов, выпрямительного моста, накопительного конденсатора.

Практически применять описанные выше приборы можно не только при обслуживании отечественных автомобилей, но и при обслуживании любых легковых автомобилей зарубежного производства с бензиновыми двигателями.