САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 151-200

Устройство управления стеклоочистителем.

А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ

Предлагаемое устройство позволяет установить необходимый режим работы стеклоочистителя в зависимости от количества осадков на лобовом стекле. Принципиальная схема устройства представлена на рис. 1.

Pис. 1. Принципиальная схема устройства управлении стсклоочистителем
Рис. 2. Принципиальная схема коммутирующего устройства

Устройство управления стеклоочистителем. Принципиальная схема устройства

Транзисторы Т1 и Т2 образуют электрический аналог прибора с р-п-р-п структурой тиристора. Такой аналог отличается от тиристора большой стабильностью параметров и более широкими схемными возможностями. Управлять им можно с помощью сигнала как положительной, так и отрицательной полярности, в зависимости от схемы включения. Установив постоянное напряжение смещения на одной из баз такого «составного» тиристора, им можно управлять также и «по аноду», подавая соответствующее напряжение включения. В описываемом устройстве использован именно этот режим. Напряжение включения установлено равным 6 в.

Устройство работает следующим образом. При включении зажигания замыкаются контакты В3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения аккумуляторной батареи Б1 по цепи Ml — R6— R5. При замыкании контактов выключателя В1, служащего для включения механизма стеклоочистителя, напряжение конденсатора С1 переключает «составной» тиристор Т1, Т2 в проводящее состояние, Поэтому напряжение через резистор R4 передается на управляющий электрод тиристора Д2, в результате чего тиристор открывается и включает электродвигатель M1 шунтируя цепь заряда конденсатора С1. Сразу после пуска электродвигателя контакты конечного выключателя стеклоочистителя В2, механически связанного с электродвигателем, замыкаются и тиристор Д2 снова закрывается. При этом двигатель остается включенным контактами конечного выключателя.



Когда щетки стеклоочистителя совершат полный цикл, контакты В2 разомкнутся и отключат электродвигатель. С этого момента снова начинается заряд конденсатора С1, который теперь заряжается только до напряжения 6 в, после чего происходит включение «составного» тиристора Tl, Т2 и цикл повторяется.

Время заряда конденсатора С1 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R6. Когда сопротивление резистора минимально, то время заряда мало — стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора R6 время заряда С1 до напряжения 6 в составляет примерно 10 секунд, поэтому щетки совершают один цикл за 10 секунд. Изменением сопротивления резистора R6 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя.

В автомобилях разных марок и разного времени выпуска износоустойчивость контактов В2 конечного выключателя стеклоочистителя различна. Эти контакты разрывают цепь с током порядка единиц ампер. Добавлением коммутирующего устройства на тиристоре Д7 можно уменьшить разрываемый контактами В2 ток до 120 ма при активной нагрузке. При этом срок службы контактов будет определяться в основном механическим износом.

Схема коммутирующего устройства изображена на рис. 2; точки подключения устройства к основному блоку обозначены буквами А и Б.

Новое место подключения контактов конечного выключателя В2 обозначено В2'.



Коммутирующее устройство работает следующим образом. При замыкании контактов ВЗ замка зажигания ток заряда конденсатора С4 открывает тиристор Д7, в результате чего заряжается конденсатор С3 по цепи Ml — Д3 — С3 — Д6 — Д7. После заряда конденсатора С3 анодный ток тиристора Д7 уменьшается примерно до 1,5 ма и тиристор Д7 выключается, так как ток удержания его в открытом состоянии значительно больше. Когда замыкаются контакты выключателя В1 и включается тиристор Д2, как уже было описано выше, начинает заряжаться конденсатор С2 по цепи R9 — Д4 — С2 — Д2. В первый момент разряжается конденсатор С3, так как к нему прикладывается напряжение обратной полярности, после чего зарядный ток конденсатора С2 проходит через диод Д4. С момента замыкания контактов В2' конденсатор С4 начинает разряжаться через резистор R8. Диод Д5 предотвращает попадание напряжения обратной полярности на управляющий электрод тиристора Д7. В конце цикла контакты В2 размыкаются, снова начинает заряжаться конденсатор С4, зарядный ток которого снова включает тиристор Д7. В результате этого к открытому тиристору Д2 прикладывается напряжение обратной полярности с конденсатора С2. Тиристор закрывается и отключает электродвигатель. Далее цикл повторяется. Некоторые экземпляры тиристоров имеют ток удержания меньше 1,5 ма, и, кроме того, с повышением температуры ток удержания тиристоров уменьшается. Поэтому тиристор Д7 после заряда конденсатора С3 может остаться включенным. Этот случаи, однако, не нарушает работы устройства, так как в первый же момент после включения тиристора Д2 напряжение конденсатора С3 прикладывается к цепочке Д6—Д7 в обратном направлении, что приводит к немедленному закрыванию тиристора Д7.

Диод Д1 служит для защиты тиристора Д2 от бросков напряжения, возникающих при отключении двигателя, а диод Д6 — для устранения паразитных колебаний в контуре, образованном индуктивностью двигателя и емкостью конденсаторов С2, С3.

В устройстве управления стеклоочистителем могут быть использованы транзисторы МП101 — МП103, МП112 — МП113 (Т2) и МП104 -МП106, МП115 —МП116 (Т1). Статический коэффициент усиления Вст транзисторов должен быть в пределах 10—70. Тиристоры Д2, Д7 — типов КУ201, КУ202 с любым буквенным индексом и током включения не более 100 ма. Резисторы типа МЛТ; переменный резистор R6 типа ТК спарен с выключателем В1. Конденсаторы С1—С3 типа К50-3; С4 — МБМ. Устройство смонтировано на гетинаксовой плате с размерами 115X60 мм. Переменный резистор R6 прочно крепится к плате стальным хомутиком. Все устройство устанавливается на приборной панели автомобиля на место выключателя стеклоочистителя и закрепляется гайкой переменного резистора R6.

Вид смонтированного устройства показан на рис. 3.

Вид смонтированного устройства показан на рис. 3

Если устройство собрано без ошибок и все детали исправны, то оно не требует налаживания.


altay-krylov@yandex.ru