САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 151-200

Звуковой сигнализатор предельных режимов автомобиля.

Л. К а ц

В условиях интенсивного дорожного движения водитель, особенно не имеющий достаточного опыта, практически лишен возможности уделять внимание световым индикаторам, сигнализирующим о предельных режимах автомобиля, которые расположены на приборном щитке. К ним относятся понижение давления масла в системе смазки двигателя, повышение температуры жидкости в системе охлаждения, понижение уровня тормозной жидкости, затянутое состояние стояночного тормоза, снижение уровня топлива ниже резерва, своевременно не выключенный сигнал поворота. Появление любого из этих предельных режимов, однако, должно немедленно привлечь пристальное внимание водителя во избежание дорожно-транспортного происшествия или, в лучшем случае, выхода одной из систем автомобиля из строя. Дублирование световой индикации звуковым сигнализатором содействует указанной цели и, таким образом, повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.

Особое место занимают своевременно не выключенные сигналы поворота, дезориентируя других участников движения. Предложено большое количество различных звуковых генераторов, издающих звуковые сигналы при включении указателей поворота, но всем им присущ общий недостаток, состоящий в том, что водитель привыкает к их работе, так как у него вырабатывается положительная реакция на сигнал. В результате водитель перестает обращать внимание на звуковой сигнал, и указатель поворота остается включенным после завершения маневра, особенно в тех случаях, когда поворот совершается по дуге большого радиуса. Предлагаемая конструкция звукового сигнализатора свободна от указанного недостатка и рассчитана на выработку у водителя отрицательной реакции на звуковой сигнал. Для этого звуковой сигнализатор объединен с реле времени. При включении указателя поворота сигнализатор не отзывается звуковым сигналом. Если же по каким-либо причинам через некоторое время после включения указатель поворота не выключится, включится звуковой сигнал, обращая внимание водителя на необходимость его выключения вручную. Остальные предельные режимы не встречаются в процессе нормальной эксплуатации автомобиля и задержка включения звукового сигнализатора не диктуется необходимостью.

Некоторые автолюбители помимо указанных предельных режимов относят к ним также отсутствие зарядки аккумуляторной батареи. Соответствующая сигнальная лампочка на приборном щитке имеется, и можно было бы также использовать звуковой сигнализатор контроля зарядки. Однако делать это не стоит по двум причинам. Во-первых, движение в дневное время суток (когда легко не обратить внимания на зажженную сигнальную лампочку) даже в течение нескольких часов с неработающим генератором не представляет большой опасности и трудно представить себе, чтобы водитель за такое продолжительное время не взглянул на щиток. Во-вторых, на холостых оборотах двигателя обычно зарядка прекращается, звуковой сигнализатор будет периодически включаться, особенно при городской езде, что притупит отрицательную реакцию водителя на звуковой сигнал, появление которого по замыслу должно вызывать у водителя немедленную тревогу.

Принципиальная схема звукового сигнализатора показана на рис. 1.



Рис. 1. Принципиальная схема звукового сигнализатора

Принципиальная схема звукового сигнализатора

Рассмотрим работу сигнализатора при своевременно не выключенном указателе поворота. Сигнализатор подключается к схеме электрооборудования автомобиля — к массе и клеммой « + УП» к сигнальной лампочке указателя поворота. Когда указатель поворота выключен, напряжения на этой клемме нет, цепь обесточена. При включении указателя поворота на клемме появляется периодически напряжение, которое с делителя R1R2 через переменный резистор R3 поступает на базу транзистора VT1. Однако незаряженный конденсатор С1 поддерживает транзистор VT1, а значит, и транзистор VT2 в запертом состоянии. Поэтому тиристор VS1 также заперт и не пропускает напряжения на звуковой генератор, собранный на транзисторах VT4 и VT5. По мере зарядки конденсатора С1 потенциал базы VT1 возрастает и, наконец, он отпирается. Отпираются также транзистор VT2 и тиристор VS1. На звуковой генератор поступает питание и он начинает работать. Раздается звуковой сигнал. Время задержки между моментом включения указателя поворота и моментом появления звукового сигнала можно регулировать переменным резистором R3 в зависимости от привычки водителя включать указатель поворота за большее или меньшее время перед выполнением маневра. Звуковой генератор собран по общеизвестной схеме мультивибратора на транзисторах различной проводимости. Подбором емкости конденсатора С2 устанавливается частота звукового сигнала.

Если указатель поворота выключится до того, как отопрется транзистор VT1, напряжение с клеммы « + УП» снимется, звуковой сигнал не появится, а конденсатор С1 постепенно разрядится через резисторы R3 и R2. Устройство окажется в исходном состоянии. Если же за установленное время задержки указатель поворота не выключится, появится звуковой сигнал, водитель выключит указатель поворота вручную, что также приведет к исходному состоянию. В связи с тем что на сигнальную лампочку указателя поворота напряжение поступает периодически, звуковой генератор будет выдавать прерывистый сигнал, хорошо привлекающий внимание водителя. В качестве акустического излучателя ВА1 можно использовать один наушник от низкоомных головных телефонов, например ТА-56, капсюль ДЭМ-4 либо малогабаритную динамическую головку прямого излучения (динамик) вместе с выходным трансформатором от карманного приемника для согласования ее низкого входного сопротивления. Переменным резистором R10 устанавливается уровень громкости звукового сигнализатора.



Контроль за остальными предельными режимами автомобиля осуществляется с помощью ключевого каскада, который собран на транзисторе VT3, и тиристора VS2. Катоды диодов VD1—VD3 подключены к индикаторным лампочкам контролируемых режимов и через них на плюс бортовой сети. Благодаря наличию в схеме делителя напряжения R5—R7 потенциалы анодов диодов ниже, чем потенциалы их катодов. Поэтому диоды заперты. Падение напряжения на резисторе R5 за счет тока делителя мало и недостаточно для отпирания транзистора. Поэтому тиристор VS2 заперт, и на звуковой генератор питание не поступает. При наступлении предельного режима один из датчиков замыкает индикаторную лампочку на приборном щитке на массу, она загорается. Одновременно открывается подключенный к ней диод, ток делителя резко возрастает. В результате увеличивается отрицательное напряжение на базе транзистора VT3 относительно его эмиттера, транзистор отпирается и отпирается также тиристор, подключая к звуковому генератору питание. Раздается звуковой сигнал. Клемма « + 3з» подключается к замку зажигания. Напряжение подается на нее только при включенном зажигании. Поэтому если зажигание включено, а предельный режим устранен, сигнал продолжает звучать, и для его прекращения нужно на короткое время выключить зажигание.

На схеме показано только три диода, которые подключаются к индикаторным лампочкам контролируемых режимов автомобиля. Однако их количество может быть увеличено.

Налаживание сигнализатора состоит в регулировке временной задержки, создаваемой реле времени путем соответствующей установки переменного резистора R3, выбора наиболее благоприятного звукового тона путем подбора емкости конденсатора С2, установки уровня громкости переменным резистором R10, а также в подборе необходимого режима транзистора ключевого каскада VT3. Для этого при замкнутом па массу катоде одного из диодов подбирают сопротивление резистора R6 таким, чтобы тиристор VS2 надежно отпирался при напряжении на клемме «+3з», равном 10,8 В, что соответствует минимальному напряжению бортсети. Затем при отключенном от массы катоде диода подбирают сопротивление резистора R7 таким, чтобы тиристор был надежно заперт при напряжении на клемме « + 3з», равном 14,5 В, что соответствует максимальному напряжению питания.

При отсутствии указанных на схеме транзисторов их можно заменить любыми маломощными кремниевыми и германиевыми транзисторами соответствующего типа проводимости.

Монтаж сигнализатора производится на плате из стеклотекстолита с печатными проводниками размером 50X80 мм. Расположение печатных проводников и элементов схемы на плате показано на рис. 2.

Рис. 2. Печатная плата.

 Печатная плата


altay-krylov@yandex.ru