САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100

Противоугонное устройство к мотоцклу.

К сожалению, "младшие братья" автоугонщиков — угонщики мотоциклов — также не бездействуют. Поэтому полезно снабдить мотоцикл каким-либо противоугонным устройством. На рис.1 показан вариант такого устройства.

Противоугонное устройство к мотоцклу.

Потребляемый в режиме холостого хода ток — меньше 1 мкА.

Появление сигнала тревоги обеспечивает ртутный замыкатель. Немедленный сигнал тревоги (если нет необходимости в задержке) после примерно 30-секундного звучания прекращается, а затем устройство возвращается в состояние готовности. Происходящие одновременно со звуковым сигналом периодические вспышки светового маяка (если он есть на мотоцикле) способствуют привлечению дополнительного внимания.

Желательно, чтобы токовая нагрузка на аккумулятор от противоугонного устройства в режиме холостого хода была минимальной. Идеальным средством для этого являются интегральные схемы на основе КМОП с их высоким входным сопротивлением, помехозащищенностью, малым потреблением тока. Однако, наряду с этим, они имеют высокую чувствительность к паразитным выбросам напряжения, к статическим зарядам и т.п. Стало быть, безусловно требуется защита интегральных схем, поскольку в 12-вольтовой электрической сети транспортного средства во время работы двигателя создаются не слишком подходящие условия для функционирования схемы.

Кратко рассмотрим работу схемы, приведенной на рис.1.

1. Пусть схема подключена к источнику напряжения, и переходные процессы уже закончились. Тогда на выходе (вывод 11) IС а — высокий уровень, так как один вход (вывод 12) имеет высокий потенциал (подключен прямо к шине питания), а второй вход (вывод 13) — через резистор R2 к корпусу. На выходе 10 IСb — низкий уровень, поскольку вход 8 имеет высокий уровень (прямо от источника), а вход 9 — высокий уровень через резистор R3. Низкий уровень на выходе ICb через R4 закрывает транзистор Т1, поэтому реле J1 отпущено и не включает сирену.

2. Пусть на короткий момент замыкается ртутный замыкатель (Hg-K). На вход (13) JCa через С1 подается высокий уровень, поскольку конденсатор в момент замыкания некоторое время ведет себя как "короткозамкнутый". R1 и R2 закорачивают конденсатор, для того чтобы он после сигнала тревоги оказался в исходном состоянии. Эти процессы протекают за несколько секунд. В результате, на выходе IСа почти мгновенно образуется низкий уровень, закорачивающий С2 через D1. На выходе ICb образуется высокий уровень. С выхода ICb высокий уровень открывает транзистор Т1 и приводит к срабатыванию реле сирены J1. Кроме того, запускается генератор релаксационных колебаний IСс, в результате чего реле J2 периодически включает лампу светового маяка. Когда напряжение на С2 становится достаточно высоким для того, чтобы изменить низкий уровень выхода ICb на высокий, процесс подачи сигнала тревоги заканчивается.

Значения R3 и С2 определяют время поддержания высокого уровня на выходе ICb, а частота релаксационных колебаний задается величинами R5 и С3. Запирающий диод D4 защищает цепи от отрицательных выбросов напряжения, а диод D5 "срезает" положительные выбросы. Диоды D2 и D3 защищают Т1 и Т2 во время срабатывания реле. Для приведенных на схеме значений получаются следующие времена — сирена звучит примерно 25 с, в течение такого же времени с частотой примерно 1,2 Гц вспыхивает лампа.

Изготовление и настройка

Чувствительный элемент, т.е. ртутный замыкатель (Hg-К), целесообразно разместить в передней фаре. Установите руль в такое положение, в котором его фиксирует рулевой замок. Подключите ртутный замыкатель так, чтобы он был в разомкнутом состоянии, а затем немного поверните руль. Найдите то положение пружины Hg-замыкателя, при котором он замкнут. Важно, чтобы при повороте руля к рулевому замку Hg-замыкатель размыкался. Экспериментировать нужно на конкретном экземпляре замыкателя.

Если после сигнала тревоги руль остается в таком положении, что Hg-замыкатель замкнут, потребление тока холостого хода возрастает примерно до 14 мкА — это все еще пренебрежимо малая величина. Надежность подачи сигнала тревоги — 100%, ведь невозможно увести мотоцикл, не покачнув его.

Устройство постоянно подключено к источнику напряжения, для того чтобы подзаряжался конденсатор С2. Если аккумулятор снять и поставить на место только через несколько часов, появится сигнал тревоги, поскольку за это время С2 разрядился.

Устройство собрано на печатной плате (рис.2).

Противоугонное устройство к мотоцклу.

Схема соединений приведена на рис.3.

Противоугонное устройство к мотоцклу.

На схеме не изображены реле J1 и J2, так как, по моему опыту, можно приобрести реле самых разнообразных размеров и способов подключения.

Готовую схему в пластмассовой коробке разместите в передней фаре. Спрячьте выключатель К1; целесообразно, чтобы это был ключевой выключатель. Внимательно следите за тем, чтобы соединительные провода не натягивались и чтобы со временем не протерлась изоляция. Схема получает питание от аккумулятора через предохранитель на 10 А. Предохранитель должен располагаться как можно ближе к аккумулятору.

Если на мотоцикле нет лампы светового маяка, или вы не хотите, чтобы он включался по тревоге, то в схеме не нужны R8, С3, R5, R7, Т2, D3 и J2. Разорвите на плате соединяющую выводы 1 и 10 дорожку, а выводы 1, 2 и 5, 6 подсоедините к "0".

Для подачи акустического сигнала целесообразно использовать мощную минисирену. Разместите ее под сидением так, чтобы рупор был повернут наружу. Использование рожка (горна) не рекомендуется. Его большой ток перегружает аккумулятор и, кроме того, он засоряет 12-вольтовую сеть паразитными выбросами напряжения. Это приводит к ненадежности работы сигнального устройства.

Точки "а" и "b" (рис.3) легко обнаруживаются среди проводов электросети мотоцикла, идущих к передней фаре.



От редакции: микросхему 4093 можно заменить на К561ЛА7, транзисторы Т1 иТ2 — любые с Iкmах>Iз. Стабилитрон D5 должен иметь Ucт>12 В.

"Hobby elektronika", N12/96. Перевод А.Вельского.

Радиолюбитель 8/97
altay-krylov@yandex.ru