САЙТ КРЫЛОВА ПАВЛА
Главная
Схемы Ветрогенераторы Собаки Стройка Книги О сельском хозяйстве и прочем


СХЕМЫ---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 51-100---->
СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 101-150

Контроллер в бесконтакных системах зажигания. SGS-Thomson контроллер L497.

Дмитрий Хрусталев,


pierce_arrow@mtu-net.ru

Системы зажигания автомобилей постоянно совершенствуются в направлении повышения их качественных характеристик и надежности. Переход к бесконтакным системам зажигания исключил необходимость использования одного из самых ненадежных узлов - прерывателя с механической коммутацией первичной цепи катушки зажигания (КЗ). Одновременно с этим, при создании бесконтакных систем зажигания возникла потребность разработки новой элементной базы и новых систем на ее основе.

Основу бесконтакной системы зажигания автомобиля составляют несколько основных узлов:
• датчик распределителя на основе эффекта Холла;
• электронный коммутатор первичной цепи КЗ, который включает в себя контроллер зажигания и управляемый им ключевой транзистор, коммутирующий цепь первичной (низковольтной) обмотки КЗ;
• распределитель зажигания;
• свечи зажигания;
• дополнительные коммутационные устройства (замок зажигания, втягивающее реле стартера и т. д.).

Одним из наиболее популярных и надежных контроллеров системы зажигания является производимый компанией SGS-Thomson контроллер L497. Его основные технические характеристики:

• непосредственное управление ключевым составным транзистором в цепи коммутации КЗ;
• автоматическая регулировка угла опережения зажигания (УОЗ);
• программируемое ограничение пикового тока через обмотку КЗ;
• программируемый УОЗ в условиях, когда ток через КЗ не достигает величины, равной 94% от номинального значения;
• наличие выхода управления тахометром;
• наличие встроенной защиты от бросков тока;



наличие схемы защиты внешнего транзистора от перенапряжений;
внутренний стабилизатор напряжения;
наличие защиты от переполюсовки источника питания;
работоспособность при напряжении источника питания от 3,5 до 28 В;



• низкий потребляемый ток - от 5 до 25 мА.

Контроллер L497 выпускается в корпусах двух типов - DIP16 (L497B) для обычного печатного и SO16 (L497D1) для поверхностного монтажа. Для того чтобы лучше уяснить принципы построения системы зажигания на основе L497, рассмотрим его структурную схему (рис. 1)

Контроллер
в бесконтакных системах зажигания. SGS-Thomson контроллер L497.

и познакомимся с назначением выводов, которое представлено в таблице 1.

Контроллер
в бесконтакных системах зажигания. SGS-Thomson контроллер L497.

На рис. 3 приведена типовая принципиальная схема применения контроллера L497.

Контроллер
в бесконтакных системах зажигания. SGS-Thomson контроллер L497.

Обозначения на ней соответствуют обозначениям, приведенным в таблице 1.

Стабилитрон DZ2 обеспечивает защиту от перенапряжений транзистора драйвера, управляющего составным транзистором, стабилитрон DZ1 - защиту датчика Холла и защиту от перенапряжений по входу питания. Резистор R4 ограничивает ток через DZ1. Напряжение на коллекторе внешнего составного транзистора ограничивается делителем R2R3. Порог ограничения возрастает при уменьшении R2 или увеличении R3. Иногда при подборе транзистора Q1 для повышения стабильности работы схемы требуется ввести дополнительную цепь RoCo. Цепи контроллера по выводам 6, 3, 16, 15 защищены от переполюсовки питающего напряжения диодом D1.



Рассмотренный в этой статье контроллер целесообразно использовать не только при разработке новых систем зажигания, но и для модификации устаревших бесконтакных систем зажигания отечественных легковых автомобилей "Лада-Самара" моделей ВАЗ-2108, -09 и "Ока". Для них характерны наиболее частые отказы системы зажигания, связанные с неисправностями электронного коммутатора и датчика Холла.

Схемотехника №3 2001 год.
altay-krylov@yandex.ru